Иностранцы позарились на личное страхование украинцев. Финансисты прогнозируют передел этого рынка: от СК с зарубежными корнями ждут значительных капиталовложений, направленных на развитие сетей продаж. Упор будет делаться на тесное сотрудничество с медицинскими учреждениями.
Ставка на инвестиции
Повышенный интерес к рынку личного страхования поясняют открывающимися перспективами: по самым скромным подсчетам, за 2008 г. его объемы должны прирасти как минимум на 40–50% и превысить 1,5 млрд грн. По информации Госфинуслуг, ежегодные сборы СК
по страхованию от несчастных случаев превышают 330 млн грн., по медицинскому страхованию — 485 млн грн., по страхованию здоровья на случай заболевания — 116 млн грн. и по страхованию медицинских затрат — 88 млн грн.
На сегодняшний день лидерами в личном сегменте являются компании «Лемма» и «Кремень», подмявшие под себя около 30% рынка страхования медицинских затрат, «Провидна» и «ИНГО-Украина», получающие порядка 21% премий по добровольному медстрахованию, «Кредо-Классик» и «Оранта», доля в страховании от несчастного случая которых достигает 10%, а также «АСКА», держащая 6% рынка страхования на случай заболевания. Финансисты полагают, что именно с этими компаниями вскоре схлестнутся иностранцы, которые высаживались в Украине на протяжении 2005–2008 гг.
Предполагается, что страховщики, имеющие за плечами сильную западную поддержку, смогут перещеголять отечественные компании за счет серьезных инвестиций материнских структур. По прогнозам аналитиков, в ближайшие пять лет каждая из таких СК вложит в украинский рынок около $50 млн, общие же вливания могут достичь $250 млн. Вторым козырем покорителей рынка личного страхования станет активное развитие сетей продаж: от них ждут стремительной раскрутки как прямых (через офисы в регионах), так и агентских каналов сбыта. Страховщики с иностранными корнями, конечно же, будут вкладывать серьезные средства в налаживание партнерских отношений с диагностическими центрами, частными и государственными клиниками.
Убытки удастся минимизировать
Уже сейчас эксперты уверены, что колоссальные, на первый взгляд, инвестиции достаточно быстро окупятся. Главный аргумент — невысокая убыточность в личном сегменте. По данным Госфинуслуг, сейчас по несчастным случаям СК выплачивают всего 9% полученных премий, по страхованию здоровья — 27%, по медзатратам — 40%.
Самым убыточным считается медицинское страхование, выплаты по которому составляют 67,5% от премий. В то же время общеизвестно, что это спровоцировано самими компаниями, которые демпингуют по корпоративным программам, стараясь завлечь крупных клиентов-юрлиц. Например, если стоимость годичного полиса ДМС для частного лица составляет порядка $600–1000, то по корпоративному договору аналогичная программа может стоить $150–300.
Однако свои потери в медицинском сегменте страховщики могут минимизировать, наращивая клиентуру. «При больших объемах застрахованных добровольное медстрахование не убыточно», — заверила директор департамента личного страхования Киевского филиала «Сити» компании «Дженерали Гарант» Эляна Пустовалова. Второй способ минимизации — оптовые скидки для своих клиентов, о которых страховщики уже договариваются.
«Эффективным способом минимизации высокой убыточности по личному страхованию может быть создание собственного ассистанса — органа, контролирующего затраты. А аккумулирование больших потоков застрахованных дает возможность СК получать некоторые льготы на оплату медуслуг», — рассказала Зоя Сазонова. Тем более что почва уже создается: все чаще программы личного страхования предусматривают не прямую компенсацию ущерба по факту прохождения лечения, а урегулирование страхового события через ассистанс (зачастую клиентов стараются направить в партнерские лечебные учреждения).
На снижение выплат будет играть и модернизация договоров, которую время от времени осуществляют СК, — они сводят к минимуму количество случаев, при которых производят выплаты. На сегодняшний день стандартными исключениями по личному страхованию являются расстройства здоровья, спровоцированные алкогольным или наркотическим опьянением, а также вызванные хроническими заболеваниями (бронхитом, панкреатитом, гастроэнтерологическими или сердечными недугами и т. п.).
«Вообще-то, хронические заболевания являются стойким исключением во всех страховых компаниях, и СК соглашаются оплачивать лечение только острых обострений у хроников», — объяснила Эляна Пустовалова. В последнее время очень популярно включение в перечень непокрываемых полисом заболеваний инфекционных недугов, в том числе гриппа. Кроме того, по ряду позиций страховщики могут не тратиться на лечение инфекционных заболеваний, зарегистрированных медучреждением в течение определенного срока (обычно один-два месяца) с момента вступления договора в силу.
Впрочем, эксперты допускают, что страховщики с иностранными корнями, пробиваясь на личный сегмент, будут стараться перещеголять нынешних лидеров рынка. А потому, чтобы привлечь клиентов, на первых порах станут крайне редко прибегать к приемам по минимизации выплат. Угодив потребителям полисов личного медстрахования, они уже сейчас планируют пробиваться на смежные сегменты.
Снижение тарифов, а также расширение каналов продаж и внедрение новых продуктов, по мнению экспертов, позволит «дочкам» европейских СК в ближайшие пять лет нарастить свою долю на рынке личного страхования до 20–30%, а из их клиентуры 15–20% придется не на корпоративный, а на частный сегмент.