Как добиться выплаты, если у автостраховщика проблемы
23.11.08
Не только банкиры ссылаются на финансовый кризис, но и страховщики. Наши корреспонденты узнали, как быть клиенту, если его страховая компания, кивая на всеобщие сложности, затягивает с выплатой возмещения по автоКАСКО или «автогражданке».
Кредитов выдают все меньше. Автомобильных - в том числе. От того и страховщики получают все меньше новых клиентов по полисам автоКАСКО. А если не растет число застрахованных автомобилей,
В ближайшее время Госфинуслуг планирует сформировать команду антикризисных управляющих, их будут вводить в компании, у которых имеются серьезные проблемы. Управляющим предстоит не допускать банкротства страховых компаний и даже проводить переговоры с прежними собственниками о возможной продаже этих компаний новым инвесторам, способным влить в СК деньги, необходимые для сохранения финансовой устойчивости. О принудительной национализации страховщиков речь пока не идет. Ведь еще ни одна компания не заявляла о своем возможном банкротстве.
Но все-таки, что делать страхователям, если страховой случай произойдет, а платить СК по своим полисам не сможет?
Формально невыполнение страховщиком обязательств перед клиентами (в частности - невыплата по страховке) чревато введением санкций со стороны Госфинуслуг. Вплоть до лишения лицензии (в случае, если компания попалась на необоснованных невыплатах не впервые). Страхователям достаточно только «накатать» жалобу в это ведомство.
Однако в случае банкротства страховой компании и открытия ликвидационной процедуры выполнение всех ранее заключенных договоров страхования приостанавливается. Только если страховой случай наступил до признания компании банкротом, клиенты имеют право требовать выплаты страховой суммы.
Если же страховой случай произошел после решения суда о ликвидации страховщика - о выплате можно забыть. И о потраченных на страховку деньгах тоже.
Но если страховой случай имел место до банкротства, клиенты могут рассчитывать на выплату только в порядке очереди. Первыми удовлетворяются требования страхователей по договорам обязательного личного страхования (например, пассажиров на транспорте). Вторыми - требования других клиентов, купивших обязательный полис (например, «автогражданки», «Зеленой карты») и только третьими - претензии всех остальных страхователей, заключивших договоры добровольного страхования (например, автоКАСКО, медицинского страхования).
Понятное дело, что резервов и имущества страховщика может не хватить на всех кредиторов. Поэтому очень важно, чтобы риски украинского страховщика были перестрахованы в надежной западной компании. Страховку лучше покупать у того страховщика, у которого нет серьезных финансовых проблем, способных в будущем привести к банкротству.
Правда, для владельцев полисов «автогражданки» есть хорошая новость: согласно п. 41.1 Закона «Об ОСАГО», МТСБУ за счет средств Фонда защиты потерпевших обязано возместить ущерб пострадавшим, если такой полис был куплен у впоследствии обанкротившейся страховой компании (адрес фонда - в интернет-версти статьи). МТСБУ гарантирует выплату в размере до 51 тыс. грн. в случае нанесения ущерба здоровью и жизни третьих лиц и 25,5 тыс. грн., если ущерб нанесен имуществу.
Правда, при массовых банкротствах страховщиков никакое МТСБУ не спасет - в его фонде просто не хватит на всех денег.
Но, скорее всего, до банкротства как такового дело у подавляющего числа «проблемных» компаний не дойдет. Скорее всего, страховщики просто будут затягивать выплаты и повышать тарифы по новым страховкам, чтобы хоть как-то компенсировать свои потери.
Зачастую придраться к такой тактике сложно. Ведь страховщик почти всегда прямо в страховом договоре предусматривает свое право задержать выплату. Суть применяемой формулировки такова: если у компании возникают сомнения в своем обязательстве заплатить возмещение (относительно самого факта нанесения ущерба, его размера, права страхователя на возмещение и так далее), то она имеет право отсрочить принятие решения о выплате (не саму выплату!) до выяснения этих обстоятельств.
Но о такой задержке компания обязана сообщить клиенту в письменной форме с подробным обоснованием причин. Клиент, в свою очередь, может потребовать определения максимального срока задержки выполнения обязательств, по истечении которого может написать жалобу в Госфинуслуг или подать иск в суд.
Если бы не существовало «пугала» в виде Госфинуслуг, «задерживать» выплаты можно было бы сколько угодно долго. Особенно в условиях финансового кризиса. Обращаем внимание, что обычно в страховом договоре предусматриваются два срока: 1) срок на принятие решения компании о выплате или отказе; 2) срок на проведение самой выплаты.
И вот тут нужно учесть, что срок принятия решения отсчитывается с момента предоставления всех необходимых документов. Срок на саму выплату отсчитывается с момента принятия решения (подписания страхового акта). За нарушение страховщиком сроков выплаты предусмотрена пеня: не больше двойной учетной ставки НБУ (12%).
ИТОГО: Нынче нужно особо придирчиво выбирать страховую компанию, в которой покупается страховка. Предпочтение стоит отдавать страховщикам, у которых есть солидные резервы, хранящиеся в банках, которые не испытывают сейчас проблем с ликвидностью.