«ДЕЛО» выяснило, чем для автовладельца может обернуться покупка поддельной «Зеленой карты» и как он может обезопасить себя от приобретения фальшивки.
«Зеленая карта» — это, наверное, один из немногих видов страховки, которую приобретают не только потому, что так велит законодательство. Дело в том, что выплаты пострадавшим в ДТП за рубежом для большинства украинцев неподъемные. Судите сами: к примеру, в Хорватии лимит (максимальная выплата) на каждого пострадавшего составляет 480 тыс. евро, в Румынии и Польше — 1,5 млн.евро, в Австрии — 5 млн. евро. А в
таких странах, как Бельгия, Франция, Финляндия, Великобритания, Люксембург, Израиль, Ирландия, Норвегия и Тунис, ответственность вообще безлимитная. Это значит, что заплатить придется столько, сколько определит суд. И если суд признает необходимость пожизненного содержания семьи пострадавшего, то платить придется всю жизнь. Поэтому лучше, если за водителя заплатит его «Зеленая карта» в лице страховой компании. Не стоит опасаться, что компания (как это у нас иногда случается) обанкротится и не заплатит — в таком случае за нее это сделает МТСБУ.
Есть, правда, несколько случаев, при которых страховщик имеет право просто отказать в выплате. К примеру, если водитель нарочно создал аварийную ситуацию, если ДТП произошло из-за массовых беспорядков, военных или стихийных бедствий или если пострадавший сам виноват в аварии. Страховщики отказываются платить также за поврежденные драгоценности, антиквариат и загрязненную окружающую среду.
Купив фальшивку, ни о чем не подозревающий турист может оказаться в очень неприятной ситуации. Например, если сам бланк «Зеленой карты» поддельный, местная полиция не примет такой полис и потребует от виновника ДТП оплатить ущерб пострадавшим за свой счет.
Более того, если сейчас с водителем будут судиться наши страховщики, то уже со следующего года в связи с новыми международными нормами за него возьмутся правоохранительные органы той страны, где произошло ДТП. И доказать свою невиновность в чужой стране, на чужом языке будет гораздо сложнее.
на полисе не должно быть никаких печатей, в большинстве страховых компаний он заполняется от руки;
обратить внимание на бланк страхового полиса — он должен состоять из четырех страниц. Первая, вторая и четвертая отдаются клиенту. Агент оставляет себе третью страницу, которую в дальнейшем передает страховщику. Поэтому необходимо внимательно проверить совпадение данных полиса на всех четырех листах, так как агент может заполнить третью страницу полиса отдельно от других и вписать туда совсем другие данные;
заранее узнать стоимость полиса на определенный срок для страны, куда въезжает путешествующий (эта информация есть на сайте МТСБУ). Это позволит не переплачивать в том случае, если агент будет завышать стоимость страховки;
обратить внимание на то, полисы какой компании продаются. В Украине право на реализацию «Зеленой карты» имеют всего 14 страховых компаний (их список есть на сайте МТСБУ), остальные страховщики могут выступать только агентами этих компаний. Продажа страховых полисов иностранных страховых компаний в Украине запрещена;
потребовать у агента показать договор, в соответствии с которым он является агентом страховой компании-члена МТСБУ и имеет право реализовывать полисы;
проверить бланк с помощью ультрафиолетовой лампы-детектора. Например, номер подлинного бланка «Зеленая карта» синего цвета и в ультрафиолетовом свете имеет зеленое свечение. При отсутствии такой возможности можно попросить представителей пограничной службы проверить полис с помощью имеющихся у них приборов.
СПРАВКА
По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), только за четыре месяца этого года страховщики собрали по «Зеленой карте» около 84 млн. грн., а выплатили почти 2,5 млн. евро (около 25 млн. грн.). Разница в валюте премий и выплат не случайна. Дело в том, что наши водители обязаны покупать страховку «Зеленая карта» у отечественных страховщиков за гривни, а выплаты идут пострадавшим от украинцев иностранцам в иностранной валюте.