Страховые компании жалуются на мошенников, которые получают до 10% всех выплат на рынке. Обманщиков становится все больше, а способы обмана - все изощреннее. Издание разбиралось, почему страховые компании остаются с носом.
заместитель председателя правления страховой группы «ТАС» Александр Тимошенко.
Рост числа случаев мошенничества, исходя из этих цифр, в 2010 году в СГ «ТАС» составляет более 17%. Однако по итогам 2010 года компания увеличила сбор страховых платежей на 25%, то есть количество мошенников хотя и растет, но не поспевает за рынком.
Александр Тимошенко подчеркивает, что приведенная статистика - это случаи, по которым принимается решение о проведении внутреннего расследования. То есть затраты на выявление не превышают сумму заявленного ущерба. Однако есть немало дел, по которым страховщики выплачивают возмещения, несмотря на признаки мошенничества. Если сумма ущерба не превышает стоимости экспертизы, трассологического исследования, например.
Впрочем, пример одной компании, хотя и довольно крупной, не показателен. издание обратилось к четверым крупным страховым компаниям, но ответ с такими точными цифрами пришел лишь от одной из них. В остальных случаях говорят об общей тенденции.
Так, Владислав Тимошенко из «Провидной» говорит, что в целом по рынку 10-15% всех выплат клиентам достается мошенникам. Словам Владислава можно верить, ведь он работает в службе экономической и информационной защиты компании.
Среди недобросовестных клиентов есть много способов обмана страховщика. Самый известный - страхование автомобиля-двойника. При оформлении договора клиент страхует авто в нормальном состоянии, купив перед этим такой же, но разбитый автомобиль. Именно его и показывают страховой компании через некоторое время под видом застрахованного.
Часто клиент пытается получить выплату без справки ГАИ, фальсифицируя место и время наступления ДТП (популярны такие «аварии» при парковке у супермаркета).
По той же причине прибегают к фальсификациям заемщики банков, застрахованные от несчастного случая. Они покупают липовые справки об инвалидности III или II группы.
До кризиса страховщики рассуждали о создании «черного списка» клиентов-обманщиков. Разговоры пока что так и остались разговорами - компании не делятся информацией о клиентах друг с другом. Владислав Тимошенко из «Провидной» уверен, что создание "черного списка" еще принесет свои плоды. А вот Александр Тимошенко считает, что самая эффективная мера сегодня - это собственные оперативные мероприятия компании. «Правоохранительные органы пока не очень помогают», - сетует он.
Часто мошенника раскрывают, и он отказывается от своих претензий к страховой компании. Но если сумма на кону большая, а мошенник продолжает требовать деньги, страховщики подключают милицию.
Меньше станет мошенников и в том случае, если исчезнет практика изготовления поддельных документов. Ведь сегодня почти любую справку можно купить на «черном рынке». А уже на основании этой справки можно потребовать от страховщика денег.
В прошлом году клиент российской «Национальной страховой группы» попытался получить деньги сразу у двух страховщиков по одному событию. Вместо этого получил судимость по статье «мошенничество» даже после возврата полученных средств. И несмотря на положительные характеристики.
Также в 2010 году один из райсудов Москвы приговорил бывшего агента «Ингосстраха» за воровство к двум годам лишения свободы. Агент выписывал договор, брал деньги клиентов, но не сдавал их в кассу компании. Все раскрылось, когда один из клиентов пришел за выплатой по страховому случаю в офис «Ингосстраха». В общей сложности клерк страховой компании похитил 1,28 млн рублей.
Другой пример 2009 года очень показателен. 20-летняя гражданка Украины работала страховым агентом на пограничном переходе «Мохро» в белорусской деревне Колено (Ивановский район Брестской области). Она не сдала в банк 650 евро - потратила их на байкерском фестивале. Несмотря на сумму растраты, девушке присудили два года колонии общего режима.
Как видите, мошенниками часто оказываются не только клиенты, но и сотрудники страховых компаний. А случается, что мошенниками оказываются целые страховые компании!
2 июля 2009 года Госфинуслуг решила приостановить действие всех лицензий финансовой группы «Страховые традиции», а 6 августа - аннулировать действие лицензий. В ведомстве уточнили, что страховщик нарушил законы. К тому же на него посыпались жалобы.
Надо сказать, что «Страховые традиции» были далеко не самой маленькой компанией. По итогам 2008 года «Страховые традиции» занимали в рейтинге Insurance Top 22 место по сбору премий, 19 место по объему выплат, и 23 место по объему активов (всего в стране более 400 страховых компаний). Но рейтинги не помогли.
3 сентября 2009 года акционеры компании решили компанию закрывать. 22 сентября в Единый госреестр была внесена запись о прекращении работы «Страховых традиций».
Ликвидатором компании был назначен Дмитрий Якимович. Спустя месяц телефоны ликвидатора перестали отвечать, найти его не сумели. Позже был назначен другой ликвидатор. Но и он не смог погасить долги компании перед клиентами. Задолженность компании перед застрахованными гражданами составляла 35-40 млн грн. Этот случай действительно можно назвать страховым мошенничеством.
Думаю, для борьбы с такими мошенниками просто необходимо создать общую базу клиентов со страховыми историями, которой смогут пользоваться все добросовестные страховые компании. Тем более, на Западе такие базы давно существуют