Но ситуация начинает меняться. По инициативе посольств стран-членов Шенгенской группы в новом Визовом кодексе Европейского союза, который вступил в силу 5 апреля 2010 года, появился целый ряд требований к страховым полисам для туристов, выезжающих в страны ЕС. Теперь страховой полис для них должен быть действительным на территории всех стран Шенгенской зоны, размер страхового покрытия составлять не менее 30 тыс. евро, а франшиза (невозмещаемая сумма) — не превышать 100 евро. Раньше у некоторых компаний страховая сумма могла ограничиваться пятью-десятью тысячами евро.
Страховка должна покрывать неотложные медицинские услуги в стране пребывания и любые расходы в случае неотложного возвращения на родину по медицинским причинам. Кроме того, все данные в полисе следует печатать (полисы с вписанной вручную информацией не будут приниматься) и дублировать в электронном варианте.
Страховщики жалуются, что в 2009 году сборы премий по туристическому страхованию снизились вслед за сокращающимися объемами туристических потоков. Так, по данным Всемирной туристической организации ООН (UNWTO), в минувшем году количество международных туристов сократилось на 4,3% по сравнению с 2008-м — до 880 млн человек. Объем доходов туристической отрасли снизился на шесть процентов — до 887 млрд долларов. В Украине цифры соответствующие: выездной турпоток в 2009-м уменьшился на пять процентов (в основном за счет поездок с целью организованного туризма и служебных поездок) и составил около 15 млн человек. Тогда как до кризиса количество выездных туристов ежегодно увеличивалось в среднем на 35%.
В 2009 году было застраховано более половины поездок украинцев за рубеж (для визита в страны СНГ полисы необязательны). При средней длительности путешествия в 10 дней средняя стоимость полиса турстрахования составила полдоллара за день. Таким образом, емкость рынка страхования туристов в 2009-м можно оценить в 35–37 млн долларов. В то же время, по словам страховщиков, средний уровень выплат (убыточности туристического страхования) на украинском рынке составляет не более 30%. Из-за новых визовых требований этот показатель может повыситься.
Но далеко не все СК платят втрое меньше, чем собирают. У отдельных компаний (как правило, работающих на направлениях массового туризма, таких, как Турция и Египет) выплаты иногда превышают премии. К примеру, убыточность свыше 115% по этому виду страхования зафиксирована у СК «Эталон», которая работает с крупнейшими в стране туроператорами ТEZ Tour и Turtess Travel (это 70% рынка страхования туристов в Турции и Египте и 12–15% рынка турстрахования в целом). Высокий уровень соотношения страховых выплат и премий также у СК «ИНГО Украина» (продает полисы через туроператоров «Гамалия», «Яна», «Чарівна подорож», занимает 8–10% рынка страхования поездок, в том числе корпоративных) и СК «Allianz Украина». По словам начальника отдела страхования выезжающих за рубеж страховой группы «ТАС» Виктории Распоповой, расходы зависят от стоимости медицинских услуг в той или иной стране пребывания и стоимости услуг ассистирующей компании, которая организовывает помощь.
В целом на рынке цены стартуют от 60 копеек (восемь американских центов) за день. Для сравнения: стоимость туристического полиса для европейца, едущего в Украину, составляет 2–12 евро в сутки. Хотя наша медицина существенно дешевле, чем европейская, а наполнение европейских страховок намного лучше. Так, популярностью у иностранных туристов пользуется не только страхование здоровья на время поездки, но и страхование багажа, ответственности, отмены поездки. Большинство европейских туристических страховщиков объединяют всё это в комплексные страховые пакеты, предлагая различные варианты и комбинации услуг в зависимости от специфики поездки и пожелания клиентов.
Кроме того, отдельная статья расходов у СК — комиссии турагентствам, через которые реализуются страховки (иногда доходят до 50% от собранных премий), а также оплата услуг ассистирующих компаний, чьи тарифы растут из года в год.