Летом 2009-го на зарубежных курортах отдохнет почти вдвое меньше украинских туристов, чем в прошлом году, прогнозирует Ассоциация туроператоров. А это значит, что количество клиентов страховых компаний, специализирующихся на страховании туризма, значительно сократится. Но цены на страховку никто не спешит снижать. Дешевизной покупателя уже не заманишь, утверждают страховые агенты.
Бурное развитие туристического рынка вывело в прошлом году на ниву страхования этой отрасли
большое количество не всегда профессиональных компаний и об участившихся случаях мошенничества на этом рынке. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Возросшая конкуренция заставляет страховые фирмы бороться за каждого клиента.
В отличие от страхования дома или автомобиля, туристический полис – дело не добровольное, а обязательное. Ведь наличие медстраховки является непременным условием выезда за границу. Потому состояние рынка страхования туризма целиком и полностью зависит от того, сколько отдыхающих захотят покинуть родные пенаты. Прогнозы туроператоров не вселяют надежду в страховых агентов – в 2009 году им предстоит заключить, как минимум, на 40% договоров меньше, чем в успешном прошлом сезоне. При этом цены на страховку меньше не становятся - в большинстве компаний они остались на прошлогоднем уровне и отличаются в зависимости от вида страхования и страны туризма. Например, европейские страны требуют, чтобы сумма покрытия была не меньше EUR30 тыс., потому полис обойдется в EUR3,5–11 в неделю - в зависимости от представленных в нем услуг. В Турции и Египте достаточно быть застрахованным на $10 тыс., поэтому и стоимость полиса втрое ниже европейского.
Все это идет только на пользу рынку, уверен президент Ассоциации туроператоров Украины Игорь Голубаха. "Кризис благотворно сказался на профессионализме и качестве страховых компаний", - заявил он. Компании начали более ответственно относиться к выбору партнеров за рубежом, случаи халатного отношения к компенсации затрат клиенту стали исключением. А для того, чтобы привлечь максимальное количество отдыхающих, страховщики предоставляют новые услуги.
На самом деле, все новые продукты, которые появляются на рынке страхования туризма, существовали всегда, но преподносились в несколько ином виде. "В этой сфере сложно придумать что-то новое", - считает Голубаха. Просто в погоне за клиентом страховщики начинают активно продвигать услуги, которые раньше считались дополнительными и второстепенными. Например, все более популярным становится страхование от потери или повреждения багажа. Это особенно актуально для тех, кто пользуется услугами аэропорта "Борисполь", где в последнее время регистрируется свыше 10 тысяч обращений в год о разворовывании чемоданов.
Пользуется успехом и страхование финансовых рисков – компания компенсирует клиенту ущерб от невыезда на отдых. Чаще всего причиной сорвавшегося путешествия становится отказ в визе. Зная предвзятое отношение к нашим туристам в некоторых посольствах, легко понять, почему эти полисы идут "на ура".
Но все же пальму первенства держат традиционные медицинские полисы для выезжающих за рубеж. Лидерами продаж (а также и убытков) страховых компаний по-прежнему являются Турция и Египет. Чаще всего тратятся на возмещение ущерба за лечение отитов, гастроэнтеритов, тонзиллитов и ОРЗ. Но сумма расходов на такое лечение невелика - $100-800.
Российские страховые фирмы уже начинают выдавать полисы от свирепствующего на американском континенте "свиного гриппа". Но присутствие его в списке заболеваний значительно удорожит эту услугу для туристов, говорят туроператоры. А вот в Украине от "свиного гриппа" пока не страхуют. В этом нет необходимости, уверяют участники рынка. Ведь большинство туристических фирм отменили поездки в те страны, где выявлена эта болезнь. В первую очередь это касается Доминиканской Республики и Мексики.