В нормативной базе по ОСАГО термин "такси" не упоминается. Тем не менее, страховые компании часто отказываются страховать такси либо страхуют по максимальным тарифам. Требование сообщить об использовании автомобиля в такси аргументируют стандартным пунктом в правилах страхования и предупреждают о возможном отказе в выплатах.
типу договора). Если и страхуют – то с максимальными значениями корректирующих коэффициентов. В результате, получается увеличить платеж в 1,4 - 1,5 раз. Франшиза, естественно, тоже по-максимуму. Интересно, что подобные «ноу-хау» находят отражение и в бизнес-процессах компаний. Так, в распространенной программе по ОСАГО InsCom-Web используется опция "такси", загоняющая все коэффициенты и франшизу в максимальное значение, а многие страховщики просто ставят на полисах штамп "не для работы в такси".
Возникающие при этом эмоции влияют на формирование общественного мнения среди наиболее активной категории водителей (и их пассажиров). Подобные недоразумения должны исключаться четкими правилами, но в перечне корректирующих коэффициентов при разработке Закона о ОСАГО такси не учли. Очевидно, было не до того, да и заниматься тарифами должны актуарии. За прошедшие 5 лет никакие изменения в тарифы внесены не были.
Стаття 14. Забезпечення права страхувальника щодо вибору страховика
14.2. Страховик не може відмовити будь-якому страхувальнику в укладенні договору.
17.3. При укладенні договору страхувальник зобов'язаний за вимогою страховика, надати інформацію про всі відомі обставини, що мають істотне значення для оцінки страхового ризику.
Закон Про страхування.
Стаття 7 Види обов'язкового страхування
Для здійснення обов'язкового страхування Кабінет Міністрів України встановлює порядок та правила його проведення.
Стаття 26. Відмова у страхових виплатах або страховому відшкодуванні
3) подання страхувальником свідомо неправдивих відомостей про предмет договору страхування
То, что страховая компания обязана застраховать - вопрос решенный. Неурегулированной остается обязательства водителя отвечать по использованию автомобиля в такси. Относится ли это к предмету договора страхования? Обязан ли водитель сообщать любые обстоятельства, влияющие, по мнению агента на степень риска?
В условиях страхования было бы не лишним четко прописать тариф для такси (вместо "шкоду, яка прямо чи опосередковано викликана чи якій сприяли іонізуюча радіація, викликане довільним ядерним паливом радіоактивне отруєння, радіоактивна, токсична, вибухова чи в іншому відношенні небезпечна властивість довільної вибухової ядерної сполуки чи її ядерного компонента;").
Страхователям можно посоветовать идти страховаться туда, где не задают лишних вопросов.
Очевидно, такси нужно страховать по другим тарифам. НТИ ТТР (харьковский институт, разрабатывающий тарифы для МТСБУ) обычно, промахиваясь в разы, ссылается на недостаточность статистики (ОСАГО существует 13 лет). Для них убыточность такси не очевидна. Значит, страховщикам нужно играть по этим правилам, тем более, что правила придумывают они.