Мир лихорадит: чем коронавирус угрожает экономике Украины
26.03.20
Пандемия коронавируса COVID-19 угрожает не только здоровью украинцев, но и экономике страны. Существенное торможение мирового роста и обострение проблем в странах – основных торговых партнерах Украины ощутимо повлияет на отечественный ВВП. А карантин, который объявлен в стране, уменьшит внутреннее потребление и ударит не только по бизнесу, но и бюджетным доходам. Последствия для экономики Украины могут оказаться более серьезными, чем эксперты пока представляют.
Мировая экономика подхватила коронавирус
Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила о пандемии коронавируса в мире. Это стало поворотным моментом в истории, как вирус из китайского Уханя парализует мировую экономику. Первыми на новость об изменении масштаба эпидемии COVID-19 отреагировали американские биржи, которые упали на 4,7-6% и перешли в состояние «медвежьего рынка».
Азиатские индексы 12 марта снизились от 4% до 10%, а европейские рынки теряли по 5% после введенного США 30-дневного запрета на авиасообщение с Шенгенской зоной Европы. К концу дня темпы падения европейских рынков достигли 12%, а обвал американских индексов на 10% стал самым масштабным за последние 33 года.
Первые случаи заражения новым коронавирусом в Китае были выявлены в конце декабря 2019-го, а уже 21 января новая болезнь получила мировую огласку. Фондовые рынки начали воспринимать эту ситуацию как угрожающую в феврале, когда резко упали акции компаний, пострадавших первыми: от авиакомпаний до туроператоров. Но поскольку на карантин были закрыты и китайские заводы, произошел сбой поставок запчастей для производств по всему миру. По состоянию на утро 26 марта количество подтвержденных случаев инфицирования коронавирусом в мире составляет более 471,5 тысячи, умерли 21 тыс. 293 человека, выздоровели - более 114 тысяч.
Экономисты почти сразу начали предсказывать стремительное торможение мировой экономики. МВФ предупредил, что их последний макропрогноз уже неактуален и они готовят новый. «При любом сценарии глобальный рост в 2020 году опустится ниже уровня прошлого года, когда было 2,9%», – отметили в Фонде. Аналитики Bank of America снизили прогноз темпов роста глобального ВВП в 2020 году до 2,2% с ранее ожидавшихся 2,8%. В сценарии умеренной рецессии темпы роста оцениваются всего в 1,4%.
Мировые центробанки начали снижать стоимость своих ресурсов: Федеральная резервная система США 3 марта снизила базовую процентную ставку на 0,5 п.п. – до 1-1,25%, а Банк Англии 11 марта снизил ставку в три раза – до 0,25% – самого низкого уровня в его истории. Глава Европейского центробанка, экс-руководитель МВФ Кристин Лагард заявила, что «мы увидим сценарий, который многим напомнит финансовый кризис 2008 года». Однако ЕЦБ вчера не смог принять решение об уменьшении своих ставок.
Международный валютный фонд уже пообещал странам кредит на $50 млрд на борьбу с коронавирусом. Государства, которые столкнулись с болезнью, анонсировали программы стимуляции: Великобритания потратит 30 млрд фунтов, страны ЕС – 25 млрд евро, а в США на борьбу с коронавирусом направят $8 млрд.
Все больше мировых лидеров говорят о начале нового экономического кризиса, чего не было во время прошлых всплесков инфекций. Министр финансов Эстонии Мартин Хельме заявил, что «цифры показывают, что такого резкого падения не было с 2008 года». «Экономический кризис уже наступил, и вопрос лишь в том, как свести к минимуму его последствия и найти возможности получить от него какую-то пользу. При этом планирование практически невозможно из-за непредсказуемой меняющейся ситуации», – подчеркнул он.
Даже криптовалютный рынок упал на четверть.
Украина в вирусной осаде
Премьер-министр Денис Шмыгаль уже признал, что Украина входит в мировой экономический кризис, спровоцированный коронавирусом. Хотя признаки экономических проблем были уже давно заметны: промышленное производство в рецессии с 2019 года, а ВВП Украины в январе 2020-го упал на 0,5%. С 12 марта правительство ввело трехнедельный карантин, который был продлен до 24 апреля, а бизнес начал переводить работников на дистанционную работу.
Ранее экс-министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов заявлял, что даже быстрое распространение коронавируса в других странах не окажет существенного влияния на экономику Украины. «Могут быть негативные сценарии, когда коронавирус быстро распространится в других странах... Тогда это сильно повлияет на путешествия и туризм. Но туризм у нас занимает небольшой процент, поэтому существенного влияния на украинскую экономику не будет», – отмечал уже бывший министр.
В конце февраля в правительстве еще не просчитывали, как на производство и потребление повлияет массовый карантин. Не было и расчетов, как на экономику Украины повлияет экономический кризис в Европе, которая стала новым центром распространения коронавируса, особенно Италия, которая потребляет 5% украинского экспорта. Чиновники только обращали внимание на потенциальные убытки от охлаждения экономики Китая, который в 2019 году потребил 7,2% украинского экспорта, а также обеспечил 15,1% украинского импорта.
Основным каналом влияния коронавируса на экономику Милованов называл экспорт: «По кукурузе и маслу можем ожидать рост нашего экспорта в Китай. Что касается железной руды, то на нее в Китае может спрос снизиться». В китайском импорте важную долю занимает электроника. «Ее можно заменить товарами из других стран Азии или Европы. Мы не ожидаем существенных проблем для наших цепочек добавленной стоимости, скорее подорожает импорт, что хорошо для экономики», – считал он еще в конце февраля. Уже через неделю тогдашний министр заявил: «Эпидемия может привести к кризису в экономике».
В Нацбанке уверяют, что украинские компании не сокращали экспорт в Китай. «Были некоторые проблемы с логистикой, но они решены. Более половины нашего экспорта в Китай – это зерно, продукты питания и шрот. Спрос на эти продукты не снизился ни со стороны Китая, ни на мировом рынке. Эта ситуация имела краткосрочный эффект. Возможно, некоторое влияние будет в будущем, но глобально мы не видим проблем для украинской экономики», – сказал заместитель председателя НБУ Дмитрий Сологуб. Между тем в начале марта НБУ увидел «первые сигналы замедления китайской экономики».
«У нас около трети экспорта руды идет в Китай, то есть мы тоже зависим от китайской промышленности. Но почти 50% нашего экспорта – это пищевая продукция, а этот сегмент страдает меньше. Могут быть логистические проблемы. Эффект падения цен на наш импорт (нефть и газ) значительно превосходит эффект падения цен экспорта (черных металлов и руды)», – отмечали в Нацбанке.
Распространение коронавируса может привести к замедлению экономической активности в Украине. «Существенное снижение мирового спроса и переоценка инвесторами рисков развивающихся стран может негативно сказаться на внешней торговле Украины и осложнить привлечение финансирования», – считает глава НБУ Яков Смолий.
Под угрозой и ежегодное получение $12 млрд от мигрантов. «Мы ожидаем снижения переводов украинских трудовых мигрантов из-за рубежа, но оно будет сравнительно меньше, чем эффект от того, что путешествия из Украины будут намного ниже», – прогнозирует Дмитрий Сологуб. Больше всего украинских мигрантов именно в Европе, которая сейчас становится крупнейшим эпицентром распространения коронавируса.
Падение мировых индексов и удорожание долгового капитала заставили НБУ 6 марта отложить на год внедрение правил, которые должны фактически запретить банкам покупать валютные ОВГЗ. Это не помогло: Минфин отменил аукцион 10 марта, а нерезиденты начали сокращать свой портфель ОВГЗ.
Нацбанк пошел на выполнение требований президента Владимира Зеленского и снова снизил учетную ставку – на этот раз до 10%. Такими действиями НБУ пытается повысить инфляцию и рост ВВП.
Черный лебедь
Заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко считает, что дальнейшая динамика мирового ВВП будет зависеть от того, как быстро Китай возобновит свое производство. «Китай занимает около 16% мирового ВВП. Уже точно провальный I квартал будет означать серьезное замедление годового роста, даже если в II квартале, как ожидали аналитики в январе, случится отскок. Китай отвечает за множество цепочек стоимости, и мы увидим влияние карантина, как только выйдет отчетность ключевых компаний за I квартал», – ожидает она.
Много китайских составляющих есть в электронике, изделиях из металла, в текстильной промышленности. Эти отрасли могут столкнуться с перебоями поставок, но они занимают не такую большую долю в украинской промышленности, как два лидера – пищевая промышленность и металлургия, где китайских промежуточных товаров не так много, говорит Мария Репко. Если же к II кварталу ситуация в Китае нормализуется, то серьезного удара даже по этим отраслям не будет, прогнозирует она.
Второй важный канал влияния мировых тенденций на ситуацию в Украине – цены на основные экспортные товары Украины: руду, металлы, продукцию сельского хозяйства. «Если для сельскохозяйственной продукции риски не столь высоки, то падение мировых цен на руду и металлы может серьезно отразиться на украинском экспорте, поставить под удар рабочие места и курс валюты», – считает она. В то же время обвал цен на нефть станет для Украины положительным фактором, поскольку удешевит импорт.
По мнению главы аналитического департамента группы ICU Александра Мартыненко, наиболее ощутимые потери из-за торможения мировой экономики может понести украинский металлургический сектор. Хотя негативный эффект от падения цен на железную руду и сталь на украинский торговый баланс будет более чем компенсироваться падением цен на нефть. «Если компенсирующий фактор низких цен на нефть ослабится, скажем, от перебоев в нефтяных поставках из-за эскалации напряженности на Ближнем Востоке, то негативное влияние на внешнеторговый баланс будет сильнее», – прогнозирует эксперт.
Третий канал влияния на Украину – ситуация на финансовых рынках. Украина в 2020 году нуждается в финансировании в $15 млрд, чтобы рефинансировать внутренний и внешний долг и профинансировать дефицит бюджета. Стоимость привлечений может взлететь, если кризис развернется по формату 2008-2009 годов, когда развивающиеся страны оказались наиболее уязвимыми. «Пока это катастрофический сценарий, который всерьез рассматривают только традиционно пессимистические прогнозисты. Будем надеяться, что события пойдут более мягким путем», – говорит Мария Репко.
Проблема в том, отмечает Александр Мартыненко, что при ухудшении настроений на глобальных финансовых рынках страны с развивающейся экономикой всегда страдают. Украина – не исключение. «В случае если мировые финансовые рынки продолжит лихорадить от коронавируса, то для Украины может повыситься стоимость внешних заимствований или вовсе закрыться доступ на международные рынки для очередного займа. Если при этом будут задержки с помощью от МВФ, то давление на гривну усилится, а это повлечет за собой и ускорение инфляции», – прогнозирует эксперт.
На поддержку валютного курса НБУ потратил за первые две недели марта около $1,2 млрд, а с начала года отрицательное сальдо операций НБУ на межбанке составило $200 млн. Это не остановило девальвацию гривны, которая за две недели потеряла примерно 5% стоимости к доллару.
В любом случае и правительству, и бизнесу, и финансовому сектору следует готовиться к разным сценариям развития событий: начиная с отработки вариантов удаленной работы сотрудников и поиска альтернативных поставщиков в различных локациях для бизнеса и заканчивая созданием плана согласованных действий Минфина, Минэкономики и Национального банка, уверена Мария Репко.
И здесь существует риск того, что на фоне возможного ухудшения экономической ситуации власть ради сохранения рейтингов может пойти на популистские шаги в экономике, что будет усиливать проблемы, в частности с бюджетом, предупреждает руководитель аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий.
В случае массового распространения коронавируса в Украине проблем с бюджетом не избежать априори, считает исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук. «Если массовые заражения происходят в нескольких украинских городах, вся жизнедеятельность городов парализуется: учебные заведения закрываются, люди ограничивают походы в магазины, предприятия идут на карантин. А это все – потерянное ВВП, неуплаченные налоги, нереализованные возможности. В таких условиях будут расти бюджетные расходы, что повлечет за собой рост заимствований и, соответственно, рост их стоимости», – описывает он.
«Проблема как раз в том, что никто в мире не может оценить потенциальный масштаб возможных проблем, из-за чего и началась паника на мировых рынках», – констатирует Дмитрий Боярчук.