Мошенничество в автостраховании – один из тех факторов, на которые необходимо
обращать внимание в первую очередь. Процент мошенничества в этой отрасли
страхования растет, если не сказать «процветает». СК предлагается
использовать международный опыт по борьбе с мошенниками и меры, которые помогут
предотвратить преступную деятельность в этом направлении.
Своими собраниями и круглыми столами, которые проводятся очень часто в
последнее время – страховые
компании пытаются объединиться в борьбе с мошенниками,
получить такой
драгоценный опыт других компаний (включая иностранные), а также достойно
представить свою СК среди других компаний.
Если рассматривать в разрезе деятельность СК в области автострахования, то мы
можем получить интересные цифры, которые указывают на популярность этого вида
страхования у клиентов. Но в связи с этим увеличилась и доля мошенников,
которые «промышляют» на автостраховании. За 4 года в Украине отмечается
рост объемов по автоКАСКО в
4,5 раза. Среднегодовые темпы роста увеличиваются в пределах 70%. При этом рост
страховых выплат опережает рост страховых премий на 75%. Что свидетельствует о
том, что выплаты уже перестали быть соизмеримыми по сравнению со страховыми
премиями, которые получает СК. Так уровень выплат или текущая убыточность
составляет 68-70%. Если к этим показателям добавить накладные расходы, которые
зачастую достигают 40% при существующей убыточности 70%, то становится понятно,
что этот вид страхования становится убыточным.
По данным правоохранительных органов – в разы увеличились хищения
застрахованных автомобилей (кредитных). Человек, чтобы избавиться от
кредита инсценирует угон своего авто и передает все проблемы СК (она покрывает
кредит).
Отмечен рост ДТП за
последние 2 года: 2007 год увеличение в 1,42 раза, 2008 год – увеличение в
1,13 раза. Все это говорит о том, что моторное страхование автоКАСКО и
гражданская ответственность ставят под большую угрозу перспективу развития
компаний, где этот вид страхования является приоритетным. Единственным выходом
из этой ситуации было бы повышение страховых премий, однако повышение в условиях
финансового кризиса и всеобщего снижения платежеспособности – не целесообразно
(можно потерять клиентов). Согласно прогнозам экспертов из Госфинуслуг –
нынешнее положение могут не перенести около 30% СК на рынке.
Фальсификация схемы ДТП и протокола осмотра с места
происшествия. В этом случае работники ГАИ выписывают фальшивые схемы за
50-100$, которые свидетельствуют в пользу застрахованного лица. Этот вид
мошенничества без взаимодействия с работниками ГАИ не возможен.
Угон ТС. Застрахованный автомобиль «угоняют по просьбе»
клиента. Часто это сопряжено с пособничеством государственных органов, также
этому способствует высочайший уровень коррупции в Украине.
Фальсификация документов о стихийном бедствии, которое вызвало
повреждение ТС. (Речь идет, например, о граде. Застрахованное лицо
берет фальшивую справку из Гидрометцентра, а потом выясняется, что никакого
града в этом районе не было в этот период времени).
Фальсификация и инсценировка обстановки на месте страхового
случая. Сюда относится уничтожение следов виновности той или иной
стороны. В этом случае аллегоричным является возможность затирания следов
торможения для уменьшения скорости при составлении протокола с места
происшествия. Бывают случаи, когда определенные лица намеренно создают
дополнительные следы на окружающей обстановке. Инсценировка ДТП является редким,
пока, видом мошенничества. Однако инсценировка в случае «противоправных действий
третьих лиц» - сплошь и рядом. Бывает, что доходит до того, что люди сами
царапают себе автомобиль, чтобы получить возмещение и получить возможность
оплатить кредит.
Страхование КАСКО уже в поврежденном состоянии. Страхование
в поврежденном состоянии может быть осуществлено только при помощи сговора с
агентом. Без содействия страховых агентов и работников СК – такой вид очень
труднореализуем на практике.
Сокрытие эксплуатации в режиме такси, управление в состоянии
алкогольного опьянения. Во многих случаях эти факторы скрываются или
утаиваются, что может существенно повлияет на масштаб выплат, а также
возможность выплат вообще.
Завышение суммы убытка. Завышением или занижением рыночной
стоимости страхуемых автомобилей может существенно повлиять на количество
средств к выплате.
Применение ограничений по скорости, ПДД и т.д. в случае
наступления СС. СК должна обезопасить себя от лишних рисков и гарантировать
выплаты только в случае описанных рисков.
Исключение выплат в случае неосуществления звонка с места
СС. Это поможет исключить фальсификации и инсценировки (процесс
оформления будет выполнен под надзором аварийного комиссара).
Независимый осмотр и фотографирование перед страхованием
(эффективнее воспользоваться услугами экспертных организаций, чем потом
оплачивать «неучтенные царапины»).
Выезд аварийного комиссара на место ДТП. Это позволит
значительно сократить процент инсценировок и фальсификаций. Аварийные комиссары
– мировая практика противодействия мошенникам в страховании.
Оснащение аварийных комиссаров всеми необходимыми инструментами для
анализа ситуации.
Предоставление в пользование застрахованного лица
прибора-самописца, который подтверждает СС или опровергает его.
Введение в действие системы обмена данных «Бюро кредитных
историй» для обмена информацией между компаниями.
Доведение дел о мошенничестве до логического конца
(заведение уголовного дела).