Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Мы все время должны думать о целях, не подвергая их сомнению"
Страхование

 


Мошенничество в страховании

Мошенники атакуют страховщиков
19.06.09

Мошенничество в автостраховании – один из тех факторов, на которые необходимо обращать внимание в первую очередь. Процент мошенничества в этой отрасли страхования растет, если не сказать «процветает». СК предлагается использовать международный опыт по борьбе с мошенниками и меры, которые помогут предотвратить преступную деятельность в этом направлении.

Своими собраниями и круглыми столами, которые проводятся очень часто в последнее время – страховые компании пытаются объединиться в борьбе с мошенниками,
материалы в тему:
получить такой драгоценный опыт других компаний (включая иностранные), а также достойно представить свою СК среди других компаний.

Если рассматривать в разрезе деятельность СК в области автострахования, то мы можем получить интересные цифры, которые указывают на популярность этого вида страхования у клиентов. Но в связи с этим увеличилась и доля мошенников, которые «промышляют» на автостраховании. За 4 года в Украине отмечается рост объемов по автоКАСКО в 4,5 раза. Среднегодовые темпы роста увеличиваются в пределах 70%. При этом рост страховых выплат опережает рост страховых премий на 75%. Что свидетельствует о том, что выплаты уже перестали быть соизмеримыми по сравнению со страховыми премиями, которые получает СК. Так уровень выплат или текущая убыточность составляет 68-70%. Если к этим показателям добавить накладные расходы, которые зачастую достигают 40% при существующей убыточности 70%, то становится понятно, что этот вид страхования становится убыточным.

Если мы обратимся к истории страхования, то приводится информация о том, что удобоваримые валовые накладные расходы составляли всего 19-22%. На сегодняшний день это огромные 40%. Что самое интересное – то, что уменьшить этот показатель не удастся ввиду менталитета и отсутствия эффективности работы со стороны сотрудников СК. Все это, к сожалению, ведет к падению выплат, что прямо влияет на потерю интереса к страхованию со стороны клиента и возрастания количества жалоб. «Мы получили на сегодня 451 жалобу, на действия 59 страховщиков, а за весь прошлый год всего 394. Значительная часть - 75% это жалобы на затягивание рассмотрения сроков выплат 14% - жалобы на несогласие с размером выплаты, 10% - жалобы на необоснованный отказ в выплате, - подтвердил ситуацию на рынке Заместитель генерального директора МТСБУ Гуминский Иван Петрович. - Аналогично обстоит дело и с урегулированием регламентных выплат. Не одна страна мира не имеет такого количества льготников как в Украине. По этому без активного привлечения аварийных комиссаров, без внедрения IT-технологий, нам не выйти из этой ситуации».

По данным правоохранительных органов – в разы увеличились хищения застрахованных автомобилей (кредитных). Человек, чтобы избавиться от кредита инсценирует угон своего авто и передает все проблемы СК (она покрывает кредит).

Отмечен рост ДТП за последние 2 года: 2007 год увеличение в  1,42 раза, 2008 год – увеличение в 1,13 раза. Все это говорит о том, что моторное страхование автоКАСКО и гражданская ответственность ставят под большую угрозу перспективу развития компаний, где этот вид страхования является приоритетным. Единственным выходом из этой ситуации было бы повышение страховых премий, однако повышение в условиях финансового кризиса и всеобщего снижения платежеспособности – не целесообразно (можно потерять клиентов). Согласно прогнозам экспертов из Госфинуслуг – нынешнее положение могут не перенести около 30% СК на рынке.

«Если касаться числовых показателей – то 10% от всех случаев составляет страховое мошенничество. Говорить о победе над этим явлением преждевременно и рано. Но с другой стороны на украинском рынке есть огромный потенциал для противодействия мошенникам. Появились очень серьезные информационные системы, взаимодействие которых позволяло бы получать полную и наглядную историю страхования. На рынке появилось большое количество западных и российских компаний (которые имеют большой опыт и могут помочь в борьбе с таким явлением). Именно сейчас страховое мошенничество приобретает огромные масштабы. Люди всяческим образом пытаются погашать свои кредиты (включая то, что сами царапали гвоздем свои машины для того, чтобы погасить кредит средствами из СК)», - подчеркнул ситуацию, которая сложилась в автостраховании Голубенко Олег Николаевич, Генеральный директор DEKRA Expert Ukraine

В качестве вопросов-ответов и основной классификации противоправных действий в этой сфере хотелось бы привести следующее:

Классификация схем мошенничества в моторном страховании:

  1. Фальсификация схемы ДТП и протокола осмотра с места происшествия. В этом случае работники ГАИ выписывают фальшивые схемы за 50-100$, которые свидетельствуют в пользу застрахованного лица. Этот вид мошенничества без взаимодействия с работниками ГАИ не возможен.
  2. Угон ТС. Застрахованный автомобиль «угоняют по просьбе» клиента. Часто это сопряжено с пособничеством государственных органов, также этому способствует высочайший уровень коррупции в Украине.
  3. Фальсификация документов о стихийном бедствии, которое вызвало повреждение ТС. (Речь идет, например, о граде. Застрахованное лицо берет фальшивую справку из Гидрометцентра, а потом выясняется, что никакого града в этом районе не было в этот период времени).
  4. Фальсификация и инсценировка обстановки на месте страхового случая. Сюда относится уничтожение следов виновности той или иной стороны. В этом случае аллегоричным является возможность затирания следов торможения для уменьшения скорости при составлении протокола с места происшествия. Бывают случаи, когда определенные лица намеренно создают дополнительные следы на окружающей обстановке. Инсценировка ДТП является редким, пока, видом мошенничества. Однако инсценировка в случае «противоправных действий третьих лиц» - сплошь и рядом. Бывает, что доходит до того, что люди сами царапают себе автомобиль, чтобы получить возмещение и получить возможность оплатить кредит.
  5. Страхование КАСКО уже в поврежденном состоянии. Страхование в поврежденном состоянии может быть осуществлено только при помощи сговора с агентом. Без содействия страховых агентов и работников СК – такой вид очень труднореализуем на практике.
  6. Сокрытие эксплуатации в режиме такси, управление в состоянии алкогольного опьянения. Во многих случаях эти факторы скрываются или утаиваются, что может существенно повлияет на масштаб выплат, а также возможность выплат вообще.
  7. Завышение суммы убытка. Завышением или занижением рыночной стоимости страхуемых автомобилей может существенно повлиять на количество средств к выплате.

Меры минимизации % страхового мошенничества:

  1. Применение ограничений по скорости, ПДД и т.д. в случае наступления СС. СК должна обезопасить себя от лишних рисков и гарантировать выплаты только в случае описанных рисков.
  2. Исключение выплат в случае неосуществления звонка с места СС. Это поможет исключить фальсификации и инсценировки (процесс оформления будет выполнен под надзором аварийного комиссара).
  3. Независимый осмотр и фотографирование перед страхованием (эффективнее воспользоваться услугами экспертных организаций, чем потом оплачивать «неучтенные царапины»).
  4. Выезд аварийного комиссара на место ДТП. Это позволит значительно сократить процент инсценировок и фальсификаций. Аварийные комиссары – мировая практика противодействия мошенникам в страховании.
  5. Оснащение аварийных комиссаров всеми необходимыми инструментами для анализа ситуации.
  6. Предоставление в пользование застрахованного лица прибора-самописца, который подтверждает СС или опровергает его.
  7. Введение в действие системы обмена данных «Бюро кредитных историй» для обмена информацией между компаниями.
  8. Доведение дел о мошенничестве до логического конца (заведение уголовного дела).

Андрей Петров: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.