Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Мы работаем не с брендами, мы работаем с людьми" Николай Николаенко
Страхование

 


Нормативно-законодательная база

МТСБУ: законопроект №10626 противоречит Конституции и международной практике
04.07.12

Президиум МТСБУ на заседании 26.06.2012 обсудил проект Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" относительно органов управления Моторного (транспортного) страхового бюро Украины", внесенного народным депутатом Украины Единым О.И. №10626 от 15.06.2012., И утвердил предложения по нему.

Законопроект предусматривает изменение порядка формирования органов управления и контроля МТСБУ, перераспределяет между ними функции, лишая страховщиков - членов Бюро и их представителей прав управления делами Бюро.

материалы в тему:
МТСБУ как объединение страховщиков в соответствии с Уставом, согласованным с Госфинуслуг, направляет свою деятельность на защиту интересов своих членов и других участников рынка услуг обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, при этом МТСБУ обеспечивает учет и защиту интересов других участников этого вида страхования, в т.ч. и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Именно для сбалансирования этих двух направлений деятельности Бюро - защиты интересов членов Бюро и обеспечения социальной функции вида страхования, должно быть обеспечено сбалансированную структуру органов управления и контроля, что было достигнуто действующим Законом Украины Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (далее - Закон) и Уставом МТСБУ.

Сегодня страховщики решают основные вопросы деятельности объединения на общем собрании страховщиков - членов МТСБУ и через их представительство в Президиуме МТСБУ, которое осуществляет общее руководство деятельностью объединения, и, в частности, формирует по согласованию с Координационным советом состав Дирекции МТСБУ, которое осуществляет оперативное руководство деятельностью объединения. С другой стороны, Координационный совет МТСБУ осуществляет надзор и контроль за деятельностью МТСБУ.

Законопроектом предлагается состав Координационного совета МТСБУ определить не Уставом МТСБУ, а законом, сформировав таким образом, чтобы в его состав входили представители различных центральных органов исполнительной власти Украины, которые имеют отношение к внедрению данного вида страхования и Национальной комиссии, осуществляющим государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

В одной из предыдущих редакций данного закона 2004 года уже предполагалось включение в состав Координационного совета трех представителей от Кабинета Министров Украины и четырех народных депутатов Украины - представителей Верховной Рады Украины, кандидатуры которых утверждаются соответственно решению Кабинета Министров Украины постановлением парламента.

Президент Украины, применив право вето, в своих предложениях от 23.06.2004 к указанному Закону уже высказывался негативно, акцентируя внимание на том, что таким образом, управление негосударственной неприбыльной организацией фактически возлагается на лиц, представляющих органы законодательной и исполнительной власти. А значит именно эти органы косвенно и будут осуществлять управление Моторным бюро.

Страховщики же, которые являются членами этого объединения и финансируют его деятельность, фактически отстраняются от управления ею. Это не соответствует общепризнанным принципам управления объединениями такого вида, противоречит статье 85 Конституции Украины относительно полномочий Верховной Рады Украины.

Устранение страховщиков - членов МТСБУ от управления объединением осуществляется Законопроектом не только путем изменения принципа формирования Координационного совета МТСБУ, но и путем лишения Президиума МТСБУ ряда значимых функций в пользу Координационного совета и Дирекции.

В частности, законопроект отдает общее руководство деятельностью МТСБУ Дирекции, оставляя за Президиумом лишь роль наблюдателя за всеми процессами, проходящими в деятельности МТСБУ и возлагая обязанность только их финансирования.

Такие положения законопроекта не согласуются с положениями статьи 122 Хозяйственного кодекса Украины, которой предусмотрено, что хозяйственные объединения имеют вышестоящие органы управления (общее собрание участников), которые формируют исполнительные органы для решения вопросов текущей деятельности объединения, чем достигается должный контроль за оперативной деятельностью объединения со стороны представителей ее участников.

Законопроект предусматривает передать Координационному совету, состоящему только из представителей государственных органов, также полномочия относительно назначения и увольнения членов Дирекции МТСБУ, формирования централизованных резервных фондов объединения и осуществления контроля за их расходованием. Таким образом, представители органов государственной власти, которые не подотчетны и неподконтрольны Общему собранию членов МТСБУ, опосредованно через предназначенную и контролируемую ими Дирекцию, будут определять вопросы использования средств централизованных страховых резервных фондов, которые являются страховыми резервами страховщиков.

Нарушая законодательные принципы хозяйствования в Украине, предусмотренные статьей 6 Хозяйственного кодекса Украины, в частности, принципы ограничения государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики и запрета незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения, Законопроект имеет целью узаконить неправомерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность МТСБУ, превратив объединение страховщиков в организацию, предназначенную под контролем государства в лице Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, содействовать страховщикам, которые осуществляя этот вид страхования, несут солидарную ответственность друг за друга, надежно выполняя свои обязательства, определенные Законом, основным из которых является своевременная выплата страховых возмещений, на полугосударственную структуру с контрольными функциями за деятельностью страховщиков.

Координационный совет МТСБУ из органа надзора и контроля за деятельностью объединения фактически превращается в орган управления, что противоречит не только статье 122 Хозяйственного кодекса Украины, а, учитывая то, что он будет формироваться из представителей государственных органов, Конституции Украины, согласно статьи 42 которого предпринимательская деятельность депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом.

Согласно статье 39 Закона одной из основных задач МТСБУ является осуществление выплат из централизованных страховых резервных фондов компенсаций и возмещений на условиях, предусмотренных настоящим Законом; управление централизованными страховыми резервными фондами, которые создаются при МТСБУ для обеспечения выполнения возложенных на него функций. При таких условиях любое неэффективное управление такими фондами, которое может повлечь их значительное уменьшение, неизбежно приведет к дополнительной финансовой нагрузке на страховщиков - членов МТСБУ. Вместе с тем, не имея рычагов влияния на управление такими фондами, к чему приведет указанный законопроект, страховщики в конечном будут вынуждены нести ответственность за действия неподконтрольных им субъектов, что приведет к размыванию юридической ответственности в деятельности МТСБУ. Это противоречит статье 61 Конституции Украины, согласно которой юридическая ответственность субъекта носит индивидуальный характер.

Президент Украины, применив право вето, в своих предложениях от 07.04.2012 г. к проекту Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств", отметил, что возложение на Координационный совет МТСБУ полномочий по установлению порядка и условий формирования при МТСБУ централизованных страховых резервных фондов и возврата средств из этих фондов страховщикам, утверждению положений о централизованных страховых резервных фондах не соответствует ее статусу органа, осуществляющего надзор и контроль за деятельностью МТСБУ (пункт 46.1 статьи 46 Закона), ведь Координационный совет МТСБУ не может одновременно иметь полномочия по утверждению положений о порядке и условиях формирования централизованных страховых резервных фондов и полномочия по контролю за выполнением таких положений.

Международный опыт в регулировании этого вида страхования свидетельствует о том, что в странах Европы, в том числе и у ближайших соседей Польши и Российской Федерации, управления подобного рода объединениями осуществляется страховщиками, путем непосредственного участия в деятельности органов управления или делегирования полномочий их представителям. Поэтому Законопроект противоречит также и международной практике.

В связи с этим МТСБУ просит при разработке законопроекта учесть приведенные обоснования и внести предложения по его отклонения при рассмотрении в Верховной Раде Украины, как такого, что противоречит Конституции Украины, нормам Хозяйственного кодекса Украины, законам Украины, международной практике, не согласуется с политикой Президента и Правительства Украины относительно уменьшения чрезмерного государственного регулирования и внедрение которого может привести к значительным негативным последствиям на рынке обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, в частности, несет риски невыполнения возложенных на Моторное (транспортное) бюро Украины и страховщиков - членов Бюро своих обязательств.


: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.