Необходимы ли гражданам негосударственные пенсионные фонды?
06.08.10
В планах экономических реформ, презентованных Президентом Виктором Януковичем, вопросу развития системы пенсионного обеспечения уделяется немало внимания. Это понятно: государственная пенсия подавляющего большинства пожилых украинцев чаще всего находится на уровне 800-1000 гривен. Но ведь помимо государственного пенсионного обеспечения есть и альтернативные, так сказать, коммерческие варианты. Пока они развиваются слабо, но на то и реформа, чтобы что-то менять…
Фактически сегодняшнее обсуждение пенсионной реформы сводится к дискуссии вокруг повышения пенсионного возраста. В выходные автор в очередной раз просматривал один из любимейших своих фильмов - "Старики-разбойники". Если помните, там одна из эпизодических героинь утверждала, что пенсию надо давать в возрасте между 20 и 40 годами, а потом уже можно и поработать.
Шутки шутками, но, согласно программе реформ, увеличение пенсионного возраста планируется в качестве третьего этапа, который стартует после 2012 года и должен быть реализован на протяжении 10 лет. До этого необходимо стабилизировать финансовое состояние Пенсионного фонда и отработать систему разделения пенсионных отчислений работодателей: в соответствии с действующим законодательством 7% от сумм начислений на зарплату работника должны попадать не в общий котел Пенсионного фонда, а на личные пенсионные счета.
Это может дать толчок развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения, которая неплохо зарекомендовала себя в мире, но имеет крайне слабые позиции в Украине.
Почему вопрос негосударственных пенсионных фондов (НПФ) актуален именно сейчас? В советские времена этой проблемы вообще не было. И не только потому, что не существовало никакой альтернативы казенным пенсиям. Система была отлажена, если не брать во внимание невысокие пенсии крестьян и колхозников (хотя с учетом высокой доли этой прослойки в населении СССР не брать их во внимание никак нельзя), и советские пенсионеры получали от государства деньги, размер которых, по крайней мере, не позволял им голодать.
Нынче ситуация иная. Съездив две недели назад в родной город, я узнал трогательную историю о том, что мама моего друга детства получает пенсию в размере 528 грн. При этом размер квартплаты и коммунальных платежей составляет 524 грн. Правда, с барского плеча предыдущего Кабмина ей была "положена" субсидия - целых 32 грн. в месяц (большой привет тем членам предыдущего правительства, которые на каждом углу рассказывали о работе, проделанной в направлении смягчения тягот малоимущих граждан, возникших в связи с резким удорожанием услуг ЖКХ). То есть друг-то мой более или менее прилично зарабатывает, так что мама его живет вполне пристойно. Но если подойти формально, хочется спросить - возможно ли прожить на 36 грн. (пенсия плюс субсидия минус расходы на квартиру) в месяц?!
Вопрос пенсии на самом деле гораздо серьезнее, нежели представляется подавляющему большинству наших соотечественников трудоспособного возраста. И если бы система НПФ реально работала, она могла бы положительно повлиять на ситуацию с благосостоянием пенсионеров. Хотя бы в будущем.
Существующая у нас трехуровневая система состоит из солидарной (первый уровень), обязательной накопительной (второй уровень) и негосударственного пенсионного обеспечения (третий уровень). Первый уровень обеспечивает базовый доход человека после его выхода на пенсию, представляет собой солидарную систему пенсионных выплат, взносы в которую оплачиваются всеми работающими людьми страны и их работодателями. Второй уровень формируется за счет части взносов в пенсионный фонд, которая оседает на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан. Он зависит от размера заработной платы каждого конкретного человека. Основу третьего уровня составляют негосударственные пенсионные фонды (открытые, корпоративные и профессиональные), банковские учреждения и страховые организации.
Первые негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в Украине возникли еще в 90-х годах прошлого столетия, но особыми успехами похвастаться не могли. Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" вступил в действие с 1 января 2004 года. Первый год ушел на обеспечение нормативно-правовой базы их существования. Практически эти организации начали работать с 1 января 2005 года, когда вступили в действие законы, регламентирующие налогообложение в части взносов в пенсионные фонды и выплат из них. 2005 год специалисты назвали годом становления негосударственной пенсионной системы в Украине.
К началу 2008 года (прошу прощения, но пока более свежих данных нет) в нашей стране работало 62 НПФ, которым в общей сложности удалось привлечь около 250 млн. грн. Если учесть, что каждый шестой доллар инвестиций в мировую экономику принадлежит именно негосударственным пенсионным фондам, результат украинских компаний вызывает в лучшем случае чувство жалости.
Согласно действующему в нашей стране законодательству, каждый человек может стать участником пенсионного фонда (открытого или профессионального) и ежемесячно делать на свой личный счет взносы. Также каждый работодатель может открыть своим сотрудникам счета в пенсионном фонде (корпоративном или профессиональном) и делать за них взносы. Понятно, что в Украине пока будет развиваться в основном корпоративная пенсионная система: в нашей стране уровень доходов населения еще слишком низкий. Скажем, англичане открывают счета сразу в 3-4 пенсионных фондах. В то же время далеко не все наши соотечественники могут позволить себе ежемесячно отдавать по 500-1000 грн. в счет будущей пенсии.
Вместе с тем работодателю даже выгодно делать добровольные пенсионные взносы в НПФ для своих сотрудников. По крайней мере, значительно выгоднее, чем поднимать им зарплату. Если увеличение заработной платы сотрудников для работодателя означает увеличение налогов, которые необходимо заплатить, то взносы в НПФ попадают в льготируемую категорию. Они могут быть отнесены в состав валовых затрат работодателя на сумму не более 15% начисленной заработной платы работника. Налоговая льгота распространяется на взносы в размере 570 грн. в месяц. Немного? Согласен. Но гораздо лучше, чем вообще ничего.
Средства участников негосударственных пенсионных фондов Украины действительно максимально защищены законодательством - в Законе "О негосударственном пенсионном обеспечении" детально расписано, куда имеет право вкладывать деньги пенсионный фонд. Риски в данном случае сведены к минимуму, поскольку, во-первых, задача пенсионного фонда - не получение прибыли, а сохранение и увеличение активов, а, во-вторых, должна происходить диверсификация пенсионных активов. То есть ни один пенсионный фонд не должен "складывать все яйца в одну корзину". Пенсионные взносы участников фонда инвестируются в ценные бумаги различных отечественных и зарубежных компаний, размещаются на банковские депозиты. Кроме того, должен быть соблюден баланс между внутренними и внешними инвестициями. В общем, чтобы "сгорели" все инвестиции пенсионного фонда, компания по управлению активами пенсионного фонда должна "очень постараться" (хотя полностью исключать этого нельзя, ибо наши люди способны на многое).
Кстати, немаловажный фактор: любой участник фонда может проследить, как расходуются его средства. Конечно, судьбу именно своего "полтинника" или "сотки" вы не узнаете - деньги попадают в "общий котел", компания-администратор разобьет их по соответствующим счетам. Вся совокупность активов, которые будут формироваться за счет пенсионного фонда, - это общая собственность его участников. Но при заключении договора с Пенсионным фондом вы можете потребовать схему инвестирования средств. И оценить ее, а соответственно, понять - удовлетворяет ли она вас.
Если круг доступных НПФ определен, осталось выбрать, кому же вы отдадите свои кровные деньги. И тут в дело вступает анализ надежности и успешности фондов. При этом в силу специфики развития украинского финансового рынка с его кризисами, пирамидами и т. п. для НПФ особенно актуален критерий надежности-устойчивости. Он отражает гарантированность выполнения обязательств фонда перед клиентами.
Понятно, что каждый новый финансовый механизм и инструмент вызывает как здоровое любопытство, так и не менее здоровое недоверие. Рискну дать несколько осторожных рекомендаций. Надежность НПФ можно оценить по ряду признаков.
Во-первых, учредители фонда. Согласитесь, что наибольшее доверие у будущих пенсионеров вызывает фонд, за которым стоит понятная, а главное, внушительная по своим финансовым возможностям структура. Логика тут прозрачная. Случись что - материнская компания не бросит свой фонд, а вместе с кэптивными деньгами авось сохранит и "наши кровные".
Во-вторых, "размерный фактор". В нашей стране с точки зрения надежности он играет ключевую роль. Считается, чем больше фонд аккумулирует пенсионных средств, тем он надежнее. И, несмотря на кажущийся примитивизм, в этих рассуждениях есть немалая доля правды. Чем крупнее фонд, тем большее внимание уделяют ему как важному клиенту обслуживающие организации. Поэтому на этот критерий стоит обращать внимание. Но более важным видится наличие у фонда внушительного объема имущества для обеспечения уставной деятельности. Именно в этом показателе заключен потенциал развития фонда. Это те деньги, на которые фонд развивает систему поддержки клиентов, инфраструктуру и т. д.
Нетрудно проследить связь между объемами пенсионных резервов и накоплений и объемом имущества НПФ. Практически все фонды - лидеры по размеру объема имущества являются лидерами и по объемам пенсионных резервов и накоплений. Это связано с тем, что имущество пополняется, в частности, за счет пенсионных взносов участников и дохода от размещения пенсионных резервов и накоплений. Таким образом, чем больше приходит клиентов в фонд, пополняя пенсионные резервы, тем больший доход от их размещения получает НПФ. И тем больше становится имущества у фонда.
В-третьих, опыт работы и репутация. Лучше, если фонд долгое время (по нашим, естественно, меркам) работает на рынке и с его именем не связано никаких негативных фактов (приостановка лицензии и т. п.). Тогда люди будут спокойнее за свои накопления. Однако в нашей стране пенсионная реформа только началась. И средний возраст фондов составляет не больше четырех с половиной лет. В свете пенсионных горизонтов это сущий пустяк. Пожалуй, никто из них просто не успел напортачить. А раз истории нет, то более адекватным критерием выглядит опыт работы персонала фонда. Он хоть как-то позволяет сравнить фонды между собой. Правда, и здесь дела сегодня обстоят не слишком благополучно. Так, количество сотрудников, имеющих опыт работы более четырех лет, по некоторым исследованиям не превышает 30% общей численности штатов пенсионных фондов.
А вообще, НПФ - это дело неплохое. По экспертным расчетам, если на пенсионный счет работника предприятие будет каждый месяц вносить даже по 100 грн., то при реальной доходности активов на уровне 9% годовых (16% годовых минус 7% инфляции, "запланированные" на этот год) через 15 лет он может рассчитывать на дополнительную пенсию в размере 479 грн., через 20 - 846 грн., а через 30 - 2319 грн. в месяц в сегодняшних ценах.
Из всего вышеизложенного возникает один вопрос: почему система НПФ у нас пока не работает? Думаю, не работает она в силу нескольких причин: низкая финансовая культура населения, общее недоверие к финансовым институтам (в чем-то, может, и оправданное), страх перед колебаниями фондового рынка (средства НПФ нередко вкладываются в ценные бумаги, а поведение акций предсказать невозможно во всем мире). Но главное - это позиция государства, которое не особо поощряет и не особо пропагандирует коммерческое пенсионное обеспечение. Во всяком случае, сейчас…