Низкая цена ОСАГО может привести к новым банкротствам на страховом рынке
31.05.10
Рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (“автогражданки”) остается весьма убыточным для страховых компаний. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), страховые выплаты по полисам “автогражданки” в I квартале 2010 г. составили 164,8 млн грн., что на 36% больше, чем за аналогичный период 2009 г. Количество же урегулированных страховых дел увеличилось на
При этом премии, собираемые от продажи полисов “автогражданки”, увеличиваются гораздо медленнее. По итогам I квартала 2010 г. “автогражданка” принесла СК 380,5 млн грн страховых премий. Справедливости ради надо сказать, что это неплохой результат, ведь, в отличие от других видов страхования, сборы по “автогражданке” выросли на 10% по сравнению с показателями аналогичного периода 2009 г. На 12% — до более чем 2 млн — возросло количество проданных полисов.
Данная ситуация наблюдается на рынке уже не первый год. В частности, подводя итоги работы в 2009 г., страховщики признали, что прирост премий от продаж “автогражданки” почти прекратился. Собственно, прирост премий по данному виду страхования в 2009 г. составил всего 4%, тогда как в 2008 г. — 60%. В то же время объем выплат по итогам 2009 г. увеличился на 31%.
Причиной увеличения размеров страхового возмещения по каждому из страховых случаев чаще всего действительно являются подорожание автомобилей, запасных частей к ним, а также повышение расценок СТО на ремонт поврежденных транспортных средств. Растут также и объемы выплат пострадавшим в ДТП лицам за вред, нанесенный их жизни и здоровью.
Ситуация отчасти напоминает ту, которая сложилась на рынке страхования авто-КАСКО. При этом нужно учитывать, что в случае страхования авто-КАСКО страховщики смогли повысить тарифы и тем самым компенсировать рост убыточности. В случае же с “автогражданкой” базовый платеж, корректирующие его коэффициенты и лимиты ответственности СК строго регламентированы и не менялись в течение многих лет. Отметим, что в конце 2009 г. — начале 2010 г. Госфинуслуг и участники рынка активно работали над изменением ценовых параметров “автогражданки” и увеличением ее страхового покрытия. Впрочем, нельзя сказать, что у регулятора и СК наблюдалось полное взаимопонимание в этом вопросе. МТСБУ в конце 2009 г. предлагало увеличить базовый платеж на треть — до 389 грн., а лимиты ответственности СК вдвое: по риску повреждения имущества — до 50 тыс.грн., по риску нанесения вреда жизни и здоровью — до 100 тыс.грн. В итоге, регулятор высказался в пользу повышения лимитов ответственности СК без изменения базового платежа.
Так или иначе, но споры временно прекратились в связи со сменой руководства Госфинуслуг, когда Виктора Суслова на посту председателя Госкомиссии сменил Василий Волга. Следует отметить, что с приходом нового председателя почти полностью изменился и состав Госфинуслуг. В итоге, вопрос вернулся в исходную точку. В частности, как стало известно, 17 мая 2010 г., состоялась встреча руководства МТСБУ, Госфинуслуг и операторов рынка. Как сообщают участники встречи, пока никакие определенные договоренности относительно изменения параметров “автогражданки” достигнуты не были. Было решено создать новую рабочую группу по данному вопросу, которая должна будет подготовить новый вариант предложений по изменению стоимости страховки и лимитов ответственности страховщиков.