Опыт России: аккуратнее со страховыми посредниками!
19.11.10
Сегодня деятельность страховых посредников – агентов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица, не подпадает в прицел страхового надзора. Самое сложное в деле борьбы со страховыми мошенниками – это довести дело до суда, но тогда почти в 100% случаев мошенникам выносится обвинительный приговор. Но нередки случаи, когда на стадии исполнительного производства выясняется, что взыскивать уже нечего.
Приведем в качестве примера практику компании. Общая сумма дебиторской задолженности перед ОСАО «Россия», по состоянию на конец третьего квартала текущего года, составляла 101,2 млн рублей. И до 50% общей суммы относится к проблемной. Страховщик проводит рабочие встречи с должниками, составляет графики погашения задолженности, в крайнем случае обращается в суд. В первом полугодии текущего года с помощью подобных методов компании удалось вернуть только 11,5 млн рублей дебиторской задолженности.
Можно выделить два основных класса злоумышленников: «стихийный» и «осознанный». Мошенники первой группы – это клиенты, которые заключали договор страхования без цели совершить противоправный поступок. Однако под воздействием каких-либо событий, которые требуют вложения наличных средств, решают преступить черту закона. Вторая группа – это профессиональные мошенники. Как правило, они используют две схемы: подлог документов и причинение себе увечий с целью получения выплат.
В страховое законодательство готовятся поправки, связанные с раскрытием информации о конечных владельцах страховщиков, страховых посредников, а также введением аккредитации или аттестации посредников – юридических лиц, которую будут проводить профессиональные объединения.
Сегодня для выхода на страховой рынок посреднику практически не нужен большой стартовый капитал. Но установить финансовые требования по достаточности капитала агентов – юридических лиц, по мнению эксперта, стоит. Не лишен смысла и переход страховщиков к работе с агентами – юридическими лицами на основе «депозитных договоров», по которым выдача бланков строгой отчетности посреднику будет осуществляться только после перечисления страховщику гарантийного взноса.
Еще один способ, который помог бы восстановить доверие между страховщиками, агентами и клиентами, – введение реестра независимых страховых агентов и переход отрасли на саморегулирование. Однако для этого нужно выработать единые параметры и вести реестр страховых агентов.
Кризис отрезвляюще повлиял на отношение страховщиков к развитию посреднического канала продаж – как в части взаимодействия с агентами, так и в части построения партнерских отношений с брокерами и другими страховыми посредниками, заставив повысить эффективность ведения бизнеса. Это выразилось в более системной работе по оптимизации такого блока затрат на такие продажи, как комиссионное вознаграждение. Его рост прекратился, за редкими исключениями.
На американском рынке существует два вида агентов – свободные и связанные. Свободный агент ни от кого не зависит и фактически является самостоятельным страховым брокером, связанный же агент – это агент, который по контракту сотрудничает с одной страховой компанией и получает от нее достаточно серьезные преференции, такие, как эксклюзивное право работы на определенной территории, рекламная поддержка и обучение. При этом расходы на содержание своего офиса он несет самостоятельно из своего комиссионного вознаграждения. После того как такой агент прекращает работать со страховой компанией, он в течение двух лет не имеет права работать с другими страховщиками.