Отмена государственного технического осмотра приведет к перераспределению рынка ОСАГО между страховщиками
13.07.11
Страховые компании, которые реализовали полисы ОСАГО через точки продаж возле МРЭО, потеряют данный канал продаж. При этом, по нашему мнению, возрастут продажи в мобильных офисах СК, которые продают полисы в удобном для клиентов месте.
Эта тенденция обусловлена во многом потребностями самих страхователей, покупавших полисы возле МРЭО ГАИ: для них было важно приобрести полис в том месте, где его требуют. Такая категория страхователей, к сожалению, чаще всего не будет выбирать страховую компанию по финансовым показателям, узнаваемости на рынке, условиям страхования и т.п. Они не будут целенаправленно идти в офис СК, а купят его там, где им будет удобно, без лишних временных затрат.
Не могу сказать, что описанный прогноз позитивен для страховых компаний, которые заботятся о своем имидже, а процесс урегулирования убытков – один из важнейших аспектов их деятельности. Обязательное страхование гражданско–правовой ответственности водителя - сам по себе малорентабельный вид страхования, в реальности затраты на содержание мобильных точек продаж полисов ОСГПО себя не оправдывают. Соответственно, данный сегмент рынка займут страховые компании, нацеленные сугубо на завоевание рынка, сиюминутную финансовую прибыль, которые не задумываются о рентабельности этого канала продаж. Как эти компании поведут себя, когда придется оплачивать убытки по полисам, – неизвестно: либо будут покрывать их за счет других прибыльных направлений, либо минимизировать выплаты по этим полисам.
В связи с отменой государственного технического осмотра у потребителей возникают вопросы роста или падения спроса на полисы ОСГПО, а также их стоимости. Отмечу, что существенного падения спроса на полисы ОСГПО мы не ожидаем.
Сотрудники ГАИ обязаны требовать предоставление полиса ОСГПО при проверке документов. Соответственно, отмена контроля проверки полисов ОСГПО при прохождении техосмотра не отменяет другой контроль - на дороге при проверке документов. А за отсутствие полиса ОСГПО законодательством предусмотрены штрафные санкции от 25 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Правда, здесь напрашивается мысль о страховой культуре и ментальности украинских автолюбителей: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Водители стараются сэкономить любыми способами, но очень часто это оборачивается дополнительными затратами из своего кармана. В то же время нововведение не может повлиять на стоимость полисов ОСГПО, ценообразование по которым не связано с наличием или отсутствием документа, подтверждающего прохождение технического осмотра. При этом необходимо учитывать, что нижняя планка стоимости полисов закреплена законодательно, и большинство страховых компаний продают полисы по минимальной цене. Здесь может возникнуть вопрос корректировки стоимости страхования в зависимости от реального технического состояния автомобиля. Но на данном этапе ни один страховщик не готов реально проверить техническое состояние автомобилей и корректировать от этого стоимость «автогражданки».
В целом же изменения в закон вызвали несогласованности и усложнили страховщикам работу в сфере предоставления ОСАГО, а страхователям – процесс пользования этой услугой.
Поэтому нужен пересмотр отдельных положений, чтобы выстроить понятную, цивилизованную и удобную схему общения между автовладельцем, страховщиком и государством.