Страхование от карточного мошенничества — услуга относительно новая. Однако суть работы с клиентами сводится к традиционным методам: сделать все, чтобы минимизировать возможность получения выплат пострадавшим.
счет банка. Возможные риски финучреждения при возникновении мошенничества по карте и его имидж при обслуживании VIP-клиентов обходятся банку дороже, чем затраты на страховку», — рассказала начальник управления разработки и развития карточных продуктов VAB Банка Елена Соболева-Терещенко.
Основной риск, который включается в покрытие от мошенничества с «пластиком» — несанкционированный доступ к средствам держателя на карточном счету, проще говоря — незаконное использование денег в результате утери или кражи карты. Страховки могут предусматривать и выплату возмещения на случай подделки карты, в том числе использования так называемого «белого пластика». Кроме того, компании часто «фаршируют» такие полисы дополнительными рисками, включая туда страхование от несчастного случая или выезжающих за рубеж, что играет на удорожание полиса, но никак не повышает защищенность его владельца.
В то же время предлагаемые картодержателям полисы в большинстве случаев не защищают от одного из наиболее распространенных ныне рисков мошенничества с «пластиком» — фишинга. Этот вид криминальных операций предполагает использование злоумышленниками разнообразных технических средств для снятия денег с «пластика» жертвы. В ход идут телефонные обзвоны, массовые почтовые рассылки или фальшивые веб-сайты.
Впрочем, даже в обычной ситуации, подпадающей под перечень стандартных страховых случаев, получить компенсацию от СК бывает не так просто. Если картодержатель стал жертвой ограбления, заявил об этом в правоохранительные органы и по факту кражи было возбуждено уголовное дело, страховщик без пререканий выплатит ему исчезнувшую со счета сумму. Если же клиент просто потерял карту и преступники успели опустошить ее до того, как она была поставлена в стоп-лист, волокиты не избежать.
Прежде чем выплатить возмещение, страховая компания проведет тщательное расследование. И если выяснится, что незадачливый картодержатель замешкался с сообщением в банк о потере карты либо карта была обналичена в одном из банкоматов, где он традиционно снимает средства, страховщик вполне может отказать в выплате возмещения. Основанием станут подозрения, что клиент попросту спровоцировал страховой случай для получения денег у СК. На компенсацию убытка также можно не рассчитывать, если карта была украдена или потеряна третьим лицом (например, картодержатель передал карту родственникам, знакомым и т.д.).
Большинство банкиров, предлагающих своим клиентам застраховаться от мошенничества, работают с аффилированными страховщиками. «Программы страхования риска по платежным картам банки делают совместно с СК своей группы, поскольку внешние компании идут на этот вид страхования неохотно», — рассказывает Елена Соболева-Терещенко. Заключая договор с банковским учреждением, компания страхует его клиентов по оптовым ценам. В среднем по рынку тариф по мошенничеству с «пластиком» составляет от 0,25% до 1% от страховой суммы по договору. В то же время работать с единичными клиентами, открывшими счета в «посторонних» банках, страховщики не желают ни за какие деньги.
Эксперты не сомневаются, что в будущем эта услуга будет пользоваться все большим спросом, в первую очередь, среди самих банкиров. Ведь, навязывая клиентам полисы, они пекутся и о собственной выгоде. Перечень случаев, когда жертва злоумышленников может получить компенсацию от банка, невероятно мал. В то же время при наличии страховки, картодержатель имеет шанс вернуть хотя бы часть денег. Если же страховщик откажет в выплате, негативное отношение клиента выльется на страховщика, а не на банк.