Экономический кризис резко усугубил ситуацию на страховом рынке – в январе-феврале объем страховых премий в среднем упал на 30-50%, тогда как выплаты значительно возросли. Ухудшают платежеспособность страховщиков мораторий на возврат депозитов, увеличение комиссионных при работе с банками, а также обесценивание инвестиций в ценные бумаги. Сохранение этого тренда заставит
Активное развитие страхового рынка Украины в последние годы сопровождалось стабильным трендом превышения темпов роста страховых выплат над привлеченными средствами. Если в 2007 году объем премий вырос на 30,2%, то выплаты – сразу на 62,1%. При этом уровень выплат не достигал и четверти объема уплаченных клиентами средств, что позволяло страховщикам активно развиваться. Первые три квартала 2008 года не стали исключением – премии достигли 17,4 млрд грн (за весь 2007 год – 18 млрд грн), увеличившись на 40,8%. Выплаты продолжали расти вдвое быстрее – на 78,3%, до 5,1 млрд грн.
Лига страховых организаций (ЛСОУ) подсчитала, что в 2008 году страховые компании собрали 25 млрд грн премий, выплатив 7 млрд грн. Это привело к увеличению доли выплат на 5 процентных пунктов – до 28% – по причине торможения роста премий. Смена тренда началась в IV квартале, когда кредитование полностью остановилось. Если за девять месяцев прошлого года прирост премий по рынку составлял 41%, то к концу года темпы упали до 32%, рассказал директор страхового брокера "Дедал" Ибрагим Габидулин. По его словам, в III квартале отрицательный прирост премий показали 11 страховщиков из топ-75 рынка, а по итогам года – уже 16 компаний. При этом темпы роста премий в IV квартале по сравнению с III кварталом снизились у 53 СК. В целом страховые премии в IV квартале увеличились всего на 6,1%.
– В январе произошло падение платежей по сравнению с декабрем и другими месяцами – до 20 млн грн. Объем премий оказался на уровне января 2008 года. Если посмотреть на прошлый год, то компания ежемесячно собирала по 40 млн грн платежей. Поэтому в целом это не страшно. Фактически сейчас мы говорим о cash flow – денежном потоке, который в январе у компании был минусовым. Но если смотреть по бухгалтерскому учету, то у нас была прибыль, потому что мы откладывали резервы, которые пошли в плюс. С точки зрения бухгалтерского учета по международным стандартам январь, февраль и оперативно I квартал у нас в плюсе – работают резервы. Но в феврале денежный поток также был отрицательным.
– И да и нет. Сейчас в банках, где введена временная администрация, мы держим 5,8 млн грн. При 160 млн грн резервов это мелочи. Хотя и ста долларов жалко.
– В какой-то степени да. Потому что тот или иной банк не является нашим акционером (смеется.–Ъ). Деньги – не проблема. Акционеры всегда готовы нас поддержать, но сейчас потребности в этом нет. Дело даже не в деньгах, а в стратегии работы банка со страховой компанией. Рынок сокращается. У нас в ряде регионов, в частности в Днепропетровске, наблюдается такая картина: страховых договоров в январе и феврале было больше, чем в октябре и ноябре, но страховых платежей – меньше. Стало больше людей, которые платят тремя-четырьмя платежами. Сейчас таких клиентов – до 50%.
– Количество случаев мошенничества значительно возросло с октября, когда у заемщиков начались проблемы с возвратом кредитов и "пошла" инфляция. Профессиональное мошенничество всегда было, есть и будет, а участились случаи мошенничества непрофессионального: например, человек переставляет машину в другое место и заявляет об угоне. Есть случаи, когда заемщик, понимая, что машина – это объект залога и страхования, умышленно разбивает ее. Ведь стоимость автомобиля в долларовом эквиваленте сильно упала, а страховая компания может возместить указанную в договоре сумму. Приходится выплачивать, так как есть ДТП. С этим невозможно бороться, поскольку нельзя доказать, что он врезался специально.
– Работа с мошенниками велась всегда. Что касается клиентов, которых с каждым днем становится все меньше, то сейчас они все тщательнее выбирают страховую компанию. И учитывают не рекомендации менеджеров, а репутацию компании – как она производит выплаты. Сейчас идет борьба за хороших клиентов. При незначительных замечаниях мы закрываем глаза на законодательство, лишь бы клиент был доволен.
– К сожалению, можно констатировать, что уровень решения этих вопросов неудовлетворительный. Во-первых, мы считаем, что чрезмерное завышение комиссионного вознаграждения вредит в первую очередь самому банку – у страховщика не остается достаточных средств для выплат. На такие условия мы не пойдем. Во-вторых, мы разработали антикризисный законопроект, предусматривающий внедрение механизма возврата депозитов как проблемными банками, так и теми, которые по разным причинам задерживают выплату. Мы категорически не согласны с позицией Нацбанка, который не вмешивается и не защищает интересы вкладчиков, ссылаясь на Гражданский кодекс, на двусторонний характер отношений банков и вкладчиков. Проблемы, возникшие у страховщиков и банков,– глобальные. Это издевательство предлагать решать их в двустороннем порядке.
– Банки перестают быть обычными субъектами гражданских правоотношений. В Нацбанке думают, что мораторий может быть односторонним. Де-факто мораторий введен и на выполнение обязательств перед банком, потому что, не отдавая средства, принадлежащие страховщикам, банки теряют страховую защиту, поскольку посредством Нацбанка заморозили средства на осуществление этих оплат. У таких банков однозначно нет перспектив, пока не будет возобновлен нормальный гражданский характер правоотношений. Подорвано доверие к банкам не только физических, но и юридических лиц. Круг банков, в которых страховщики соглашаются размещать резервы, с каждым днем сужается. Мы уже предупреждали, что не исключаем сосредоточения всех резервов в государственных банках. У членов Украинской федерации страхования, выполнявших требования по диверсификации, в проблемных банках зависло 5-10% резервов. И, поверьте, в условиях кризиса это совсем не лишние деньги.
– Мы поддерживаем только те полномочия, которые помогают решать проблемы, порожденные кризисом. Мы за то, чтобы регулятор мог противодействовать демпингу. Для этого он должен анализировать рыночные условия и условия конкретных страховщиков, определяя объемы их дорезервирования, если компании грубо демпингуют. Демпинг – зло на уровне первой пятерки проблем, которые не дают рынку работать.
– Диверсификация существует всегда, так как это позволяет снижать риски, поэтому в ней заинтересованы сами страховщики и страхователи. Но дело в том, что возможности диверсификации сократились из-за потери рейтингов банками и ценными бумагами, а также падения рынков недвижимости и ценных бумаг. Нужно найти самые надежные в наших условиях активы. Нужно вводить требования и давать регулятору возможность корректировать их в зависимости от ситуации на рынке.
– Последние прогнозы – падение на 30%. Если будет принят антикризисный законопроект в той редакции, в которой он зарегистрирован в Раде, и Нацбанк откажется от политики невмешательства и неподдержки других участников финансовых рынков, речь может идти о падении на 10%, максимум 20%. Но если стабильность, которая в последнее время наблюдается на валютном рынке, будет нарушена, не будет противодействия демпингу и не будет принят закон – ситуация может быть хуже.
Динамика роста доли страховых выплат в структуре премий, %