Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Победители знают, что их таланты гарантируют им место под солнцем"
Страхование

 


Страховые брокеры

Посредники решили стать защитниками клиентов
06.12.08

Из-за кризиса половина из ранее процветавших финмагазинов приостановили свою работу. Украинцы от этого, похоже, выиграют: оставшиеся на рынке комиссионеры могут взять на себя роль «защитников» интересов клиентов. За отдельную плату, разумеется.

Потребители финансовых услуг в последнее время оказались в зоне повышенного внимания финпосредников: те активно «окучивают» граждан, суля не только дешевые кредиты, сказочные депозиты или выгодные страховки. На «финансовых прилавках» появились новые товары: туристические поездки,
материалы в тему:
нотариальные услуги, юридические консультации. Мы выясняли, что принесет рядовым гражданам «ветер перемен».

Авария в супермаркете

Финансовая сводня рискует оказаться на грани вымирания. Если весной с. г. в стране процветало около 40 подобных заведений, то к концу ноября половина супермаркетов приостановила или заморозила свою работу. Причин тому несколько, и главная из них — резкий спад спроса на финансовые услуги и замораживание кредитных программ самими банками. «Из-за финансовой нестабильности падает доверие людей к банкам, это сказывается на работе финансовых супермаркетов», — говорит Драшко Ачимович, президент компании «ЕУЛАЙФ Груп». По оценкам опрошенных представителей банковского и страхового рынков, до начала кризиса через финпосредников сбывалось не менее 10% автокредитов, 5% ипотечных займов, 5% рисковых страховок (в основном — КАСКО, «автогражданка», страхование здоровья), 40% — страхования жизни.

Сейчас же уровень кредитования через финмагазины стремится к нулю. Вместе с займами под откос пошли продажи полисов автоКАСКО, страхования недвижимости и страхования жизни банковских заемщиков. Страховщики урезают посреднические комиссионные или вовсе отказываются от услуг третьей стороны. «Кризис скажется на результатах сотрудничества страховщиков с посредниками, которые требуют дополнительных расходов. А в период кризиса все компании на рынке сводят свои затраты к минимуму. В том числе затраты на посредников», — разводит руками Виктория Тенц, директор департамента по работе с финансовыми учреждениями страховой компании Allianz.

Падение оборотов уже заставило оставшихся на рынке посредников подсуетиться. В первую очередь они начали приторговывать юридическими услугами. В перечне товаров супермаркетов появились нотариальные и даже туристические услуги. Одновременно компании пустились в чистой воды консалтинг: они собирают информацию о наличии на рынке подходящей для клиента услуги, проводят мониторинг текущих условий банков и страховщиков. «Оперативная сводка» обойдется клиентам в сумму около 100 грн. Настоящим хитом может стать аварийное кредитование или брокеридж — ведь получить кредит напрямую сейчас довольно хлопотно. «Брокеридж предполагает оплату клиентом вознаграждения компании в размере до 5% от суммы кредита. При этом посредник принимает на себя подготовку требуемого пакета документов и сопровождение самой сделки», — поясняет Валерий Суксин, директор компании «Плюс Вибір».

Наиболее интересной для населения может стать услуга по отстаиванию прав клиентов перед банками и страховщиками. Например, помощь в получении выплаты по автоКАСКО, в зависимости от ситуации, обойдется в 1-3% от страхового возмещения. «Супермаркеты предоставляют клиентам гарантии по «полному циклу обслуживания», берут на себя решение недоразумений между потребителем и партнерским финучреждением. Но такая услуга — предмет отдельного договора», — говорит Валерий Суксин.

Ранее подобная обходительность была, скорее, исключением из правил. В эпоху потребительского бума, получая стабильные комиссионные от оптовых продаж банковских и страховых продуктов, посредники не отягощали себя борьбой за права клиентов — даже за дополнительную плату. Клиент и так выкладывал за обслуживание 0,1-2% от стоимости купленного в магазине финансового блага. От финучреждений посредники получали премии в размере 0,5-2% от суммы контракта. Договоры с покупателями обставлялись умело: все негативные последствия с продавцов снимались. Банк неожиданно пересматривал условия заимствования, в плате по кредиту всплывали скрытые проценты, компенсация по страховке оказывалась на порядок ниже обещанной или вообще не выплачивалась. Но доказывать что-либо было поздно.

Ловушка для Золушки

В мае этого года выбирать кредит на долгожданный автомобиль Toyota Corolla Анатолий, служащий киевской производственной компании, решил через раскрученные финансовые супермаркеты. «Времени разбираться в условиях разных банков у меня не было, и я обратился в финмаркет. Обслуживанием остался доволен — кредит оформили за несколько дней, да еще и помогли страховку найти», — так отзывается Анатолий о своих весенних встречах с посредниками. Проблемы посыпались на покупателя в середине июля, после несущественного ДТП.

«У авто был поврежден бампер, после чего встал вопрос о получении страхового возмещения. Заявление в страховую компанию на выплату написал сразу же после аварии, все справки от ГАИ получил за две недели. Ни в августе, ни в сентябре денег от СК я не увидел. На звонки отвечали одно и то же: ваша машина в залоге, мы ждем разрешения банка на произведение выплаты», — вздыхает автовладелец.

Попробовав поискать правду через своих весенних знакомых, он получил вежливый от ворот поворот: «Мы не несем ответственности за работу банков. Почему мы должны быть посредниками в ваших проблемах?». Ситуацию подогрела валютная нестабильность: кредит брался по майскому курсу — 4,9 грн. за $1, — тогда как в конце ноября доллары приходилось покупать уже по 7 грн. Но Анатолий даже не пробует добиться смягчения условий договора через знакомых финансовых консультантов. Переговоры с банкирами приходится вести один на один.

Работая за агентские комиссионные, посредники стремились побыстрее и подороже продать продукт ради получения своего вознаграждения от банка или страховщика. Качество подачи информации оставалось сомнительным. «В зависимости от ситуации посредник может либо помочь клиенту, либо навредить и отбить у человека желание страховаться», — вторит коллеге Юрий Радионов, директор департамента перестрахования страховой компании «Оранта».

В настоящее время посредники стараются подавать более адекватную информацию. Но, обращаясь к ним, следует по-прежнему быть настороже. По словам Эдуарда Багирова, главы правления Международной Лиги защиты прав граждан Украины, обращающиеся в финансовые магазины украинцы должны понимать, что за услугу они покупают. «Раз уж человек платит посреднику, то есть смысл поинтересоваться, какие гарантии качества своей рекомендации тот может предоставить и на основании каких полномочий продает финансовые услуги», — советует г-н Багиров. Если комиссионер оказался простым агентом, работающим по доверенности, то его ответственность перед клиентом будет минимальной. Если же между брокером и финансовым учреждением заключены договорные отношения, следует прояснить степень ответственности продавца.

В идеале посредник должен нести солидарную ответственность вместе с банком, кредитным союзом, страховщиком, инвестиционным фондом или туроператором за невыполнение обязательств перед потребителем.

Как не попасться на удочку

  1. Узнать, на каких основаниях посредник продает услуги рекомендуемого учреждения.
  2. Заключить с посредником отдельный договор.
  3. Прописать в договоре условия и стоимость покупаемой услуги, а также комиссию посредника.
  4. Включить в договор обязанность посредника вернуть клиенту комиссию в случае неудовлетворительного качества купленной услуги.

Рекомендации Международной Лиги защиты прав граждан Украины

МНЕНИЕ
Павел Крапивин, заместитель главы правления банка «Контрактъ»

— Главным минусом финансовых посредников до сих пор является нацеленность исключительно на продажи в ущерб качеству обслуживания. Как правило, сотрудники финансовых супермаркетов недостаточно подкованы в финансовых вопросах. Работая, по сути, продавцами, а не реальными консультантами, они стремятся продать не тот продукт, который наиболее выгоден покупателю, а тот, за реализацию которого они получат максимальное вознаграждение. Соответственно, рассказ и о продукте, и о его цене, и о банке, который его предоставляет, может быть очень далеким от истины.

МНЕНИЕ
Ольга Шинкаренко, первый заместитель председателя правления СК «НОВА»

— Ранее финансовые супермаркеты не давали потребителям никаких гарантий по так называемому полному циклу обслуживания. Исключение составляли брокеры, которые работали с юридическими лицами. Они сопровождали своих клиентов как при принятии решений о покупке финансовой услуги, так и при урегулировании убытка. Но текущий кризис радикально изменил правила игры. Посредники смогут выжить, лишь сопровождая потребителя и отстаивая его интересы перед партнерскими финансовыми компаниями. Кроме того, можно ожидать передела рынка финпосредников в сторону крупных компаний и сетевых супермаркетов.

Почем сегодня услуги финансового посредника

Услуга

Комиссия посредника

Получение кредита

0,5-5%

Выбор и открытие депозита

0,3-1%

Выбор полиса страхования

0,5-2%

Выбивание страховой выплаты

1-5%

Консультация

100 грн.

Источник: исследование «ВД»

Брокерская услуга в динамике

До кризиса

Сегодня

Выбор посредников был шире

Количество посредников сократилось ввое

Консультации предоставлялись бесплатно

Стоимость консультаций —до 100 грн.

Основные комиссионные посредникам оплачивали финучреждения

Комиссионные платят в основном клиенты

Линейка услуг включала банковские и страховые продукты

Перечень услуг расширился (добавились продукты инвестфондов, туроператоров, юристов, нотариусов)

Риск получения клиентом неполной/недостоверной информации был высоким

Риск значительно снизился

Посредники не несли ответственность за качество своей услуги

Охотнее за дополнительную плату отстаивают права клиента перед финансовыми учреждениями

 


Маргарита Ормоцадзе: Власть денег

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.