Произошло ДТП – готовьтесь судиться со страховой компанией
18.08.09
Если вы попали в аварию и повредили машину на 70-80%, на языке страховщиков это называется тотальная конструктивная гибель машины.
По логике в таких случаях компании должны оплатить полную стоимость застрахованного автомобиля. На деле же водитель обычно остается с горстью уцелевших запчастей.
Александр Косар попал в аварию еще в январе. Сразу подал документы в страховую компанию. Компания должна была выплатить свыше 43 000 гривен на ремонт - половину стоимости авто.
Однако выплату компания оттягивали 5 месяцев. Практика для страховщиков привычная: человека заставляют каждый раз приносить новую справку, потом не берут трубку, в завершение отфутболивают от менеджера к менеджеру. Только на этот раз время тянули не просто так.
За 5 месяцев стоимость ремонта автомобиля возросла. Страховщики соспоставили ее со старой ценой на авто – той, которая была на момент аварии. Теперь ремонт стоил больше половины этой суммы. Это означает тотальное повреждение авто.
Тотальные повреждения автомобиля, как это ни парадоксально, выгодны страховым компаниям, говорит гендиректор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин. В таких ситуациях они прописывают особые условия выплаты компенсаций. Поэтому клиенту платят 70% от требуемой на ремонт суммы или половину.
Руководитель интернет-проекта по страхованию Тимур Шакиров говорит: здесь компания применила популярную схему манипуляций с аукционами. Если авто не подлежит восстановлению, компания должна выплатить разницу между рыночной стоимостью и ценой неповрежденных остатков после ДТП. Последний параметр определяют при продаже на специализированных аукционах. Поэтому, чтобы ничего не платить, компании достаточно тормозить распродажу. Для этого нужно привести на аукцион подставных людей, которые будут отказываться от покупки. «Вы знаете аукционы, где продают битые страховые машины? Кому надо, те знают», – говорит Тимур Шакиров. Доказать это почти невозможно. Поэтому все споры лучше роешать опять же в судах.
Страховщики наживаются и другим способом. По словам Тимура Шакирова, некоторые работники отдела регулирования убытков имеют на тотале свой маленький бизнес.
Они максимально занижают стоимость запчастей, чтобы на аукционе их могли купить свои люди и перепродать дороже. А чтобы родная компания не тратилась (ведь она должна заплатить разницу между рыночной стоимостью авто и стоимостью запчастей), искусственно занижают рыночную стоимость машины. Для этого аналитики откапывают в каталогах аналог такого автомобиля хотя бы на 15-20% дешевле. И чем дороже машина – тем больше соблазн помахлевать.
Тем временем у Александра ежемесячно новая бумажка. Вот недавно получил отписку из Госфинуслуг. Пообещали принять "меры воздействия". «Как это понимать? Заберут лицензию или поругают пальчиком?», – возмущается Александр Косар. Однако не было ни того, ни другого. Александр подал в суд. Говорит, потребует возместить не только полную стоимость ремонта авто, но и моральный ущерб. Юристы же отмечают, воевать со страховщиками лучше сразу и исключительно через суд. Госфинуслуг еще ни разу не подала иск на недобросовестных страховщиков. Хотя жалобы от клиентов принимает.