Клиенты стали уязвимее в судебных разбирательствах со страховыми компаниями.
Полис «автогражданки» с недавних пор перестал быть финансовым прикрытием для автовладельцев, виновных в ДТП. Таких водителей страховые компании массово вызывают в суд, требуя компенсировать ущерб пострадавшим сверх лимита полиса ОСАГО.
запчасти и услуги СТО выросли в среднем на 50%. В итоге денег, предусмотренных полисом «автогражданки», может не хватить на оплату и половины ремонта. Оставшуюся сумму должна компенсировать компания, застраховавшая автомобиль потерпевшего по системе КАСКО. Но требований о возмещении стало так много, что СК, переживающие не лучшие времена, решили компенсировать свои убытки за счет виновных в ДТП — предъявив им регрессные иски.
Защититься от кабалы можно — купив добровольную «автогражданку» с лимитом, в 5-10 раз превышающим страховую сумму по ОСАГО. Однако на такой полис тратятся единицы.
Справедливости ради отметим, что регрессные требования страховщики стали предъявлять и в других случаях, помимо ДТП. К примеру, виновным в заливании квартир застрахованных клиентов. Еще одна категория — владельцы потребительских кредитов. Финансисты, раздающие такие займы, нередко страхуют финансовые риски. Если клиент не погашает кредит, страховщик возвращает банку деньги, а затем пытается взыскать эту сумму с заемщика. Однако, согласно статистике, львиная доля долгов сегодня приходится именно на автовладельцев.
Сборщики долгов применяют к должникам все методы, уже опробованные на банковских заемщиках. От soft collection (дистанционное общение с заемщиком с помощью телефонных звонков, SMS, писем «угрожающего» содержания, давления на родственников, сообщений по месту работы) до hard collection (личное общение, визиты на дом, на работу) и legal collection (передача дела в суд). В последнем случае расходы должника могут вырасти чуть ли не на треть (с учетом судебных издержек). Кроме того, дополнительно к размеру долга будет насчитана сумма, размер которой вычисляется, исходя из официального показателя инфляции. К примеру, если взыскание задолженности длилось целый год, по итогам которого индекс потребительских цен составил 20%, то пропорционально увеличится и сумма долга. При этом если должник не работает либо получает минимальную заработную плату, суд может принять решение об аресте и реализации его имущества в счет погашения долга.
— Эффективность работы со страховыми долгами пока не очень высокая, особенно в части, которая касается автострахования. Зачастую виновника ДТП просто не удается разыскать. При получении кредита банковские заемщики предоставляют всю информацию — от даты рождения и паспортных данных до идентификационного кода. Страховщики же в лучшем случае располагают адресом должника, да и тот записывается с его собственных слов. Идентифицировать должника можно и по номеру автомобиля. Но, как правило, страховые компании отдают коллекторам старые дела, которым уже исполнилось один-два года. А за это время люди успевают сменить машины. Кроме того, сейчас много поддельных и «двойных» номеров. Всего удается вернуть 20-30% страховых долгов. Причем на досудебном этапе удается урегулировать 30-40% этого количества дел. Остальные либо передаются в суды, либо на этих долгах ставят крест, поскольку должника просто невозможно отыскать. Как правило, мы не ограничиваем минимальную планку по сумме долга и беремся за дела «стоимостью» от 150 грн. (на досудебной стадии). В суд передаются дела в том случае, если сумма долга составляет порядка 10-15 тыс. грн.
— Работа с «регрессами» страховых компаний по сравнению с долгами по банковским кредитам имеет свою специфику. Заемщик понимает, что он должен банку деньги, и приблизительно знает сумму долга. В этом случае должники чаще всего оспаривают размер начисленной пени, но соглашаются с задолженностью по телу кредита и процентам. Но даже если возникает спор, то банк имеет кредитный договор, где четко прописаны условия кредита, и с его помощью можно подтвердить размер задолженности. В случае «регресса» по автоКАСКО виновник ДТП в большинстве случаев вообще не знает, что он должник. И уж крайне редко знает сумму долга. Поэтому простой обзвон должников эффекта практически не дает. Для качественной работы по «регрессам» коллекторская компания должна эффективно работать как на этапах soft, hard, так и legal collection. Методами взыскания долга могут быть телефонные звонки, стандартизированные претензии, претензии, адаптированные под конкретное дело, выездные встречи коллекторов, выездные встречи юристов, «адекватные» условия погашения задолженности, судебные разбирательства и т. д.