На днях Верховная Рада намерена рассмотреть во втором чтении законопроект № 6192-д о внесении изменений в статью 2 закона Украины «О страховании». Документ должен отменить требования об осуществлении перестрахования только в странах-членах Всемирной торговой организации (ВТО)
емкости внутреннего рынка»,— говорится в записке. Это касается размещения на внутреннем страховом рынке особо крупных рисков — добровольного имущественного страхования, страхования ответственности и негосударственного обязательного страхования.
Автор законопроекта депутат от Партии регионов Александр Пеклушенко отмечает, что упразднение привязки к перестрахованию у нерезидентов из ВТО назрело в связи с сужением мировых перестраховочных рынков и существенным повышением перестраховочных тарифов в странах-членах ВТО.
Новая редакция пункта 5 части 12 статьи 2 закона «О страховании» юридически уточняет местонахождение страховщиков-нерезидентов с целью ограничения операций с перестраховщиками, которые зарегистрированы в странах, имеющих оффшорный статус. По мнению разработчиков документа, внесение указанных изменений не создает возможностей для неконтролируемого оттока капитала за пределы Украины и не влияет отрицательно на базу страхования в Украине.
Вместе с тем, в результате законодательных изменений, происходящих сейчас в России, рынки нашего северного соседа постепенно капитализируются, что делает сотрудничество с ними еще более интересным, отмечает господин Залетов. Кроме того, принятие законопроекта № 6192-д позволит украинским компаниям сотрудничать в разнообразных страховых пулах наравне с российскими коллегами, что, безусловно, позитивно для отечественного рынка.
Однако эксперт опасается, что возможное принятие распоряжения Госфинуслуг «О требованиях к рейтингу финансовой надежности (устойчивости) страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов», о чем ранее писали «і», может нивелировать положительный эффект от принятия обсуждаемого законопроекта.
Сейчас доля российских перестраховщиков в общей массе страховщиков-нерезидентов, работающих с украинскими компаниями, не превышает 16-17%, или 2% в денежном выражении от общего объема отечественного перестраховочного рынка. При этом украинские компании-перестраховщики занимают значительно большую долю рынка, не отличаясь, к сожалению, от российских повышенной степенью финансовой надежности. Поэтому, уверена собеседник , либерализация условий сотрудничества с Россией вряд ли как-то негативно повлияет на отечественный рынок в случае каких-либо кризисных явлений в экономике.
По его словам, высокие требования перестраховщиков из стран-участниц ВТО положительно стимулировали отечественные компании. Ослабление же требований будет создавать мнимое благополучие на страховом рынке, что, впрочем, не защитит ни отечественных страховщиков, ни нерезидентов-перестраховщиков от возможных проблем с ликвидностью.
Как резюмирует господин Ксенич, депутаты Верховной Рады с большой долей вероятности примут законопроект № 6192-д, руководствуясь как минимум политической целесообразностью укрепления дружбы с Российской Федерацией.