Рынок автомобильного страхования начинает оживать. Страховые компании возобновляют розничные продажи полисов каско, предлагая клиентам эконом-программы по доступным тарифам.
Из-за стремительного роста убыточности по каско многие страховые компании (СК) в прошлом году были вынуждены либо вообще прекратить работу с розничными клиентами, либо взвинтить цены на этот вид
Причина подобного поведения - желание страховщиков уменьшить раздутые в докризисный период портфели автострахования, зачастую сформированные по заниженным тарифам. Остановка банковского кредитования перекрыла приток новых платежей в компании. Одновременно девальвация гривни в конце 2008-го - начале 2009-го, рост цен на запчасти и услуги СТО привели к резкому росту убыточности по этому виду страхования. Уровень выплат (соотношение выплат и собранных платежей) по каско во многих СК достиг 80–90%.
Страховщики, которые хотели во что бы то ни стало сохранить клиентов, повышали тарифы выборочно, увеличивая их для отдельных групп транспортных средств, отличающихся повышенной убыточностью или большой частотой наступления страховых событий.
В целом же по рынку с докризисных 5,5–6,5% цены на каско к концу прошлого года взлетели до 7–8% (при нулевой франшизе по повреждениям) и выше. По подсчетам Insurance TOP, если в 2008 году средняя цена полиса каско составляла 4,64 тыс. грн., то в 2009 году она практически достигла 5 тыс.
К началу нынешнего года многим компаниям удалось сбалансировать портфели, вновь выйдя на рентабельную деятельность.
"Также подорожали договоры страхования автомобилей китайского производства", - дополнил коллегу Алексей Румянцев. По словам экспертов, в результате ДТП хрупкие китайские авто получают наиболее серьезные повреждения и являются одними из лидеров по количеству тотальных ущербов. Отсюда - более высокий тариф при их страховании.
Страховщики уверяют, что несмотря на укрепление гривни (с начала года более чем на 2%), СТО даже не думают снижать цены на ремонт автомобилей. Поэтому большинство СК, не злоупотреблявших завышением тарифов в прошлом году, оставляют цены на каско неизменными или даже повышают их, подтягивая к рыночному уровню. "В итоге тарифы по каско по сравнению с прошлым годом увеличились на 5–10%, в некоторых компаниях до 20%", - рассказывает председатель правления СК "Брокбизнес" Вадим Загребной.
Эксперты считают, что покупка усеченных программ страхования будет оставаться для автовладельцев единственным способом сэкономить на страховке. Нынешнее снижение рядом компаний цен не станет на рынке массовым явлением, и до конца года средние тарифы на полное каско заморозятся на уровне 7–8%.