Цель пресс-конференции В последнее время в отечественной прессе стали появляться заявления представителей страховых компаний о якобы нарастающем мошенничестве со стороны клиентов. Одновременно с этим появились сообщения о создании страховщиками украинского представительства Международного бюро кредитных историй и решении Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) о создании Комитета по борьбе со страховым мошенничеством. Деятельность указанных структур будет направлена на сбор информации о неблагонадёжных клиентах. Проанализируем обоснованность подобных заявлений.
О реальных масштабах мошенничества По зарубежным оценкам 10…15% от общей суммы выплат страховые компании теряют от деятельности мошенников. Причём, сюда входит мошенничество как со стороны клиентов, так и со стороны персонала страховых компаний. Т.е. на долю клиентов приходится лишь часть от указанных потерь. Что же происходит у нас? По оценкам Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) страховые компании теряют от действий мошенников около 10% объема собранных страховых премий, а у некоторых компаний по отдельным видам страхования потери якобы доходят до небывалых для зарубежья 25%. Оценки ЛСОУ вызывает большие сомнения по следующим причинам.
Причина первая - методологическая. За рубежом для оценки масштабов мошенничества в качестве базы используется сумма выплат. И это логично, поскольку мошенничество происходит именно с выплатами. В отличие от мировой практики, ЛСОУ в качестве базы почему-то взяла сумму премий, которая на Украине, в отличие от зарубежья, раз в 10 выше, чем сумма выплат. Таким простым способом ЛСОУ увеличила мнимые масштабы мошенничества на Украине в 10 раз по сравнению с зарубежьем. Если исходить из логики ЛСОУ, то получается, что в развитом зарубежье, где страховые компании относятся к выплатам гораздо более лояльно, чем у наши, масштабы мошенничества оказываются не выше, как можно было бы ожидать, а в 10 раз ниже, чем у нас. Такой вывод противоречит элементарной логике.
Причина вторая - маразматическая. Как известно, средний уровень страховых выплат на Украине (отношение между суммой выплат и суммой премий) примерно равен 10%, т.е. совпадает с цифрой потерь от мошенничества, которую привела ЛСОУ. Из этого равенства следует, что каждый второй клиент украинских страховых компаний является мошенником. Абсурдность такого вывода, а заодно и цифр ЛСОУ, очевидна.
Причина третья - криминальная. Если вспомнить, что в прошлом году украинские страховые компании получили 13 миллиардов гривен премий, то, исходя из данных ЛСОУ, получается, что наши страховые компании потеряли от мошенничества клиентов около 1,3 миллиарда гривен. Это фантастически большая сумма - она в 3 раза превышает сборы страховщиков от любимой ими «автогражданки» и является заметной частью ВВП Украины. Такие большие потери не могут существовать в принципе – их не допустили бы ни страховые компании, ни контролирующие органы.
Причина четвёртая - информационная. ЛСОУ якобы основывается на статистических данных. Но откуда они могли взяться? Ведь на Украине не существует страховой статистики! Ни в Госфинуслуг, ни в Моторном бюро, а в самой ЛСОУ статистика по рынку не может существовать в принципе, поскольку эта организация объединяет лишь четверть из 430 действующих на Украине страховых компаний, 75% из которых перед ЛСОУ не отчитываются по причине независимости от неё. Из приведенного анализа следует, что информация ЛСОУ о масштабах мошенничества клиентов не более, чем очередной миф, предназначенный скорее всего для прикрытия каких-то новых афёр на страховом рынке (например, это может быть «артподготовкой» перед поднятием страховых тарифов или благовидным основанием для выкачивания средств из страховых компаний под новое направление работ – по типу миллионных затрат Моторного бюро на несуществующую базу данных по «автогражданке». Попутно с изложенным возникают любопытные аналогии - при обработке общественного мнения в период проталкивания «автогражданки» президент ЛСОУ Александр Филонюк «ошибся» в прогнозе убыточности этого вида страхования в 15 раз, а сейчас в 10. Т.е. порядок «ошибок» у президента ЛСОУ всегда примерно одинаков - почти в 10 раз. В связи с этим приятно было узнать, что в 2006 году президент ЛСОУ был признан победителем в номинации «Личность страхового рынка». Как тут не порадоваться за страховой рынок и его личности?!