страхования, который пользуется массовым спросом, а потому
позволяет страховой компании быстро нарастить портфель. В этой связи ряд
компаний, желающих быстро занять первые строчки рейтинга (и впоследствии,
возможно, преследуют цель продаться), предлагают заниженные тарифы. Это
позволяет буквально за год нарастить внушительный портфель, кроме того, данный
вид страхования позволяет предлагать уже имеющейся базе клиентов иные виды
страхования. Таким образом, автострахование всегда называли двигателем
рынка и развития страхования в целом. Впрочем, подобная тяга к
наращиванию портфеля не всегда приводит к хорошим последствиям. Демпингующая
компания увеличивает свою убыточность, и уже имеются прецеденты банкротств таких
«неблагоразумных» страховых компаний.
Во-вторых, на данный сегмент рынка влияет законодательный
фактор.
Так, например, рынок автострахования (в частности, обязательного страхования
ответственности владельцев транспорта или т. н. «автогражданки») регулируется
базовым законом. Закон существует, однако до сих пор не введен тотальный
контроль за наличием полисов. Именно поэтому данный вид страхования пока не стал
действительно массовым, и на сегодняшний день всплески активности продаж
приходятся на период техосмотров либо заявления органов ГАИ о введении тотального
контроля на дорогах. Как следствие, значительную часть полисов «автогражданки»
занимают краткосрочные 15-дневные полисы, покупаемые для прохождения техосмотра.
Говорить о решении данной проблемы в ближайшей перспективе не приходится. В
условиях политической нестабильности и грядущих выборных процессов вряд ли
какая-либо политическая сила возьмет на себя столь ответственный и непопулярный
шаг. Таким образом, в ближайшие несколько лет «автогражданка» вряд ли
заработает в полную силу.
В то же время, считает эксперт, несмотря на некоторое падение динамики к
концу года, по итогам всего 2008 года рынок покажет прирост по объемам
премий в 40-50%. Что касается следующего года, прогнозы аналитиков
менее оптимистичны. Так, следствия финансового кризиса могут в полной мере
проявиться на украинском страховом рынке к следующему году. Кроме того, грядущий
год принесет с собой еще несколько тенденций, которые могут повлечь падение
оборотов по автострахованию для украинских СК. Например, серьезным
спадом по системе продаж «Зеленая карта» грозит украинским страховым компаниям
вступление России в систему «Зеленая
карта». А вступление Украины в ВТО уже повлекло за собой
невозможность перестраховывать риски на российском страховом рынке. «В связи с тем, что российские перестраховщики предлагали более
дешевое страховое покрытие в отличие от западных коллег, думаю, перестраховочные
тарифы изменятся в сторону увеличения», — комментирует председатель
правления СК
«Галактика» Максим Удовиченко. А это, в свою очередь, означает, что может
возрасти цена страхования.
В ряде компаний уже говорят о повышении тарифов на КАСКО,
аргументируя это высокой убыточностью в секторе автострахования. Также
страховщики отмечают, что поднимают тарифы вследствие удешевления автомобилей
из-за вступления Украины в ВТО. С одной стороны, казалось бы, какая связь. А
связь прямая: снижение стоимости автомобилей удешевляет цену страховки, и
соответственно падают обороты страховых компаний. А в условиях высокой
убыточности по данному виду страхования многие страховые компании вынуждены
повышать тарифы. Хотя, считают некоторые эксперты рынка, об убыточности сегодня
говорят те компании, которые имеют несбалансированный «автопортфель». Если же
его сбалансировать, автострахование будет прибыльным и повышение тарифов не
потребуется. Например, в СК «ПРОВИДНА»
отметили, что повышать тарифы не намерены.
Регулировать свою убыточность ряд страховых компаний пытается и
посредством ужесточения политики урегулирования. Так, если раньше
клиенту могли сделать поблажку, то теперь компании довольно жестко относятся к
выплатным делам. И в случае малейших нарушений не идут на уступки клиентам. Так
что последним можно порекомендовать покупать полис с максимальным наполнением,
ведь к VIР-клиентам существует несколько иной подход. Да и наполнение программ
гораздо больше: например, меньше исключений по страховым случаям.
И третья тенденция - ужесточение выплатной политики страховых компаний,
которые на фоне финансового кризиса и падения темпов прироста рынка будут
стремиться оптимизировать свои расходы.