”За автогражданку гаишники прицепились ко мне еще перед Новым годом. Я им доказывал, что штрафовать не имеют права, потому что закон вступает в силу с 1 января. Хотя инспекторы показывали мне кучу всяких бумажек, но свое я отстоял, — рассказывает ”ГПУ” 27-летний киевлянин Вячеслав. — Тогда они прицепились к тому, что в машине нет аптечки и огнетушителя. Не было времени ждать протокол. Дал им 20 гривен и поехал”.
С начала года работники ГАИ могут штрафовать водителей, у которых нет полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев авто. Закон об
обязательном страховании водителей действует с 2005 года. Но реального контроля со стороны ГАИ не было. Сейчас штраф за отсутствие полиса составляет 8,5–17 грн.
В Департаменте ГАИ Украины говорят, что из-за праздников инспекторы не уделяли особого внимания наличию страхового полиса.
— Мы лояльно отнеслись к этому. Все мы люди и понимаем, что на праздники народ гуляет. И страховые компании не работали, — говорят в пресс-службе ГАИ. — Инспекторы останавливали тех, кто нарушал правила. Если не было автогражданки — штрафовали и за это.
В страховой компании ”ТАС” говорят, что в период праздников в Киеве особого наплыва за автогражданками не было. В регионах водители были более активными, потому что там страховщики дежурили и 31 декабря, и в первые дни января.
Покупая полис, водитель страхует не машину, а свою ответственность за аварию.
— Если столкнулись две машины, то страховая компания оплачивает лечение пострадавших людей и ремонт машины водителя, который в аварии не виновен. Виновник ДТП свою машину ремонтирует сам, — объясняют в моторно-транспортном бюро.
Стоимость полиса зависит от стажа водителя, объема двигателя машины. Средняя цена годовой страховки — 210 грн. Инвалиды І группы, участники боевых действий и инвалиды войны за автогражданку не платят. Если они повлекут аварию, то убытки будет компенсировать государство.
— Если произошла авария и есть автогражданка, то ждать страхового агента не обязательно. Компании достаточно будет протокола от инспектора ГАИ, — убеждают в пресс-службе Госавтоинспекции.
В департаменте ГАИ говорят, что в Киеве и области увеличивают количество инспекторов, которые будут заниматься только оформлением аварий. Должен быть отряд из 300 человек.
Выдавать страховой полис имеют право 82 украинские компании. Водитель получает специальную карточку-стикер желто-зеленого цвета, подтверждающую страховку. Ее крепят в правом верхнем углу лобового стекла.
— Самые дорогие полисы в Киеве, потому что здесь больше всего аварий. Подешевле — в райцентрах, иногда даже вдвое, — говорит пресс-секретарь моторно-транспортного бюро Антон Авдеев. — Максимальная сумма, которую может возместить страховая компания за имущество, — 25 тысяч гривен. До 51 тысячи — если пострадал человек.