Цены на автоКАСКО до конца года могут вырасти на 30%. Чтобы как-то смягчить удар, СК предлагают клиентам «урезанные» страховки с длинным перечнем исключений.
Плавное повышение цен на КАСКО автолюбители ощутили еще с начала этого года.
В результате за девять месяцев тарифы подскочили в среднем на 10-15%. Но совсем скоро рынок может накрыть новая, более мощная волна массового удорожания автополисов. «До конца этого года страхование КАСКО может подорожать еще на 10-12%», — заявила Анна Морозова, начальник управления розничных продаж СГ «ТАС». Таким образом, цены на автостраховые полисы в сумме грозят вырасти за год чуть ли не на треть.
Инфляция, подорожание услуг СТО, высокая убыточность КАСКО, по словам страховщиков, — главные «виновники» того, что тарифы весь год шли в гору. Сегодня к этому перечню СК добавляют еще одну причину — резкое ухудшение собственной платежеспособности. Началось со сворачивания банками программ кредитования населения (в том числе и выдачи автозаймов), после чего объемы премий по КАСКО резко упали, а в компаниях, сделавших ставку исключительно на работу с банками, практически остановился приток новых клиентов. Очередным ударом судьбы стало резкое падение спроса на новые авто и последовавший за ним обвал цен на новые иномарки: по словам страховщиков, большинство агентов компаний, еще несколько месяцев назад бойко торговавших полисами в автосалонах, остались не у дел. При этом количество претензий от страхователей на выплату убытков стало нарастать.
По словам экспертов, больше всего подорожали полисы для владельцев недорогих авто по цене до $20 тыс. Причина проста. Обладатели дешевых иномарок и машин отечественной сборки сегодня формируют наиболее массовый сегмент покупателей КАСКО. К тому же, не имея в кармане лишних денег на починку авто, владельцы машин стараются приобретать страховки с нулевыми франшизами. Их-то компании и продают неохотнее всего, взвинчивая цены. Если водитель хочет, чтобы СК покрывала все убытки, включая мелкие повреждения, тариф может подскочить до 8-10% от страховой суммы.
В то же время стандартные полисы в большинстве случаев уже содержат франшизу по ДТП до 1% и до 15% по угону. Причем многие СК оставляют за собой право увеличивать ее после каждого страхового события. Например, после второго ДТП франшиза может возрасти до 1,5% от страховой суммы, после третьего — до 2,5% и т. д. Но больше всего достается нерасторопным водителям, неоднократно попадавшим в ДТП и получавшим по нескольку выплат на протяжении действия договора. «В таком случае при перезаключении договора страховщики могут пойти даже на двукратное увеличение тарифа», — констатирует Александр Миколенко, заместитель председателя правления АСК «ИНГО Украина».
Жертвами страховых «репрессий» также станут водители-новички. Тариф для автовладельцев, имеющих опыт вождения до одного года, уже сейчас примерно на 20-30% выше того, что предлагается опытным водителям со стажем от пяти лет и более.
Страховщики признают, что наиболее ощутимо цены на КАСКО подросли в столице и городах-миллионниках. Тем не менее, волна подорожания докатилась и до регионов. Сетуя на то, что провинциальные автопарки быстро разрастаются и дорожают, а машины на периферии бьются все чаще, компании начали пересматривать и региональные тарифы. В крупных городах они уже подскочили на 10-15%.
Страховщики планируют начать охоту на заемщиков, которые будут перезаключать договоры страхования, владельцев б/у авто и немногочисленных зажиточных украинцев, покупающих машины за «наличку». Но в нынешней экономической ситуации, когда многие компании сокращают персонал и сворачивают региональные сети, совершенствовать клиентский сервис непросто. Посему многие СК попытаются схитрить, подсунув водителям недорогие «усеченные» полисы.
«Хитом» сезона становятся страховки с супервысокими франшизами, рассчитанные на выплату возмещения исключительно по крупным убыткам (угону или тотальному ущербу) — когда сумма возмещения превышает 50-70% от стоимости авто. Такие страховки можно купить за полцены (средний тариф составляет порядка 3-3,5%). Однако следует быть готовым к тому, что все мелкие ремонтные работы придется оплачивать из собственного кармана. По мнению страховщиков, такие договоры выгодно покупать состоятельным автовладельцам, способным оплатить небольшие убытки без ощутимого ущерба для своего бюджета.
Компании также рассчитывают, что эти страховки пригодятся владельцам б/у автомобилей. Тарифы по КАСКО для «развалюх», как правило, довольно высоки, особенно, если авто страхуется без учета износа. Поэтому их владельцам выгодно заплатить по договору минимальный тариф, но в случае необходимости получить сумму, достаточную для восстановления авто. Еще один вид «полуполисов», который активно рекламируют СК, — страховка «по первому страховому событию». Тариф по такому договору вполовину меньше стандартного. Однако страховщик обязуется провести выплату лишь единожды — договор страхования прекращает действие с момента первого страхового случая, заявленного клиентом.
Уменьшать выплаты по автострахованию компаниям позволяют изощренные методики расчета износа автомобилей. Раньше большинство СК заявляли, что начинают учитывать износ лишь после второго года эксплуатации машины. Сейчас ситуация изменилась. Многие страховщики уже за первый год насчитывают 20%-ю амортизацию, а за каждый последующий год накидывают еще по 10%. Таким образом, если при ремонте пятилетнего автомобиля понадобится смена запчастей, страховщик оплатит лишь 50% от их стоимости. Некоторые страховщики пошли еще дальше и насчитывают 15%-й износ в течение первых трех месяцев эксплуатации машины и по 1% за каждый последующий месяц.
Печальная перспектива
Аналитики считают, что в ближайший год ситуация на рынке автострахования будет только ухудшаться. Компании, стоящие на пороге финансовых проблем и имеющие перспективы крупных выплат, продолжат торговать «безубыточными» полисами, которые будут пестрить все большим количеством исключений.
— На рынке осталось мало компаний, которые продвигают политику низких цен по автострахованию. Страховщик, предлагающий тариф вполовину меньше рыночного — 3,5-4% по реальному КАСКО, рискует получить убыточность в 200-300%. Исключение составляют разве что компании, которые сознательно идут на демпинг для захвата рынка. Они готовы покрывать убытки за счет капитала акционеров. Тариф в автостраховании зависит от многих факторов: от набора рисков, порядка и срока выплат и т. д. Компании, работающие на низких тарифах, часто предлагают «усеченные» покрытия, которые содержат большое количество ограничений по выплатам. Кроме того, купив дешевый полис, следует приготовиться к тому, что выплат придется ждать очень долго. Добросовестный страховщик, работающий по рыночным ценам, выплачивает возмещение в течение двух недель. Демпингующая же СК обычно оттягивает выплату на несколько месяцев. За этот период компания оборачивает финансовые потоки и получает прибыль.
— Думаю, в четвертом квартале нынешнего года сбор премий по автострахованию в лучшем случае останется на уровне третьего квартала. Причина остановки роста рынка — серьезные проблемы, которые возникли в сегменте банкострахования (фактическая остановка банками кредитования физлиц на покупку автомобилей). В связи с этим на рынке будет наблюдаться рост конкуренции. Портфели некоторых компаний большей частью состоят из автострахования. Раньше они могли не тревожиться, поскольку объемы сборов по КАСКО были достаточно высоки. Но при снижении темпов роста платежей такие компании испытают серьезные проблемы, связанные с ликвидностью. Суммы выплат по КАСКО начнут догонять суммы текущих сборов, а резервы таких компаний на сегодняшний день сформированы в недостаточном объеме. В такой ситуации проблемы с платежеспособностью компаний будут неизбежны. Поэтому единственный вариант, к которому могут прибегнуть страховщики, — это демпинг в любых его проявлениях: понижение тарифов по автострахованию и любые другие акционные мероприятия, которые будут находиться в плоскости ценовой конкуренции.