19 мая 2009 г. были приостановлены лицензии на все виды страховой деятельности страховой компании "Авионика" и "Инкомстрах". Мы не будем останавливаться на третьей компании, упомянутой в постановлении регулятора. Ведь она вообще была малоизвестной провинциальной компанией. Но две другие компании в свое время входили в первую сотню страховщиков.
Для многих участников рынка банкротство компаний "Авионика" и "Инкомстрах" было только вопросом времени. Жаль,
что потребители страховых услуг очень мало знали и знают о состоянии страхового рынка, пользуясь материалами различных интернет-форумов, где учатся на ошибках других и снова их повторяют. Мы хотели бы всему рынку показать в ретроспективе историю движения этих компаний к финансовому коллапсу.
Компания "Инкомстрах". Симптомы стагнации у этой компании начались очень давно, с конца 2004 года. К тому времени уже имелись судебные иски нескольких страховщиков, которые перестраховывали свои риски в этой компании. Уже в то время мы решили рассказать нашим посетителям сайта и всем потенциальным клиентам о состоянии в этой компании. Упомянутая статья провисела на сайте всего несколько часов, поскольку тогдашнее руководство компании очень просило ее снять, чтобы не испортить имидж компании. Что же было далее. Не привели к улучшению ее финансового состояния ни постоянная смена высшего руководства компании, ни попытки увеличения уставного фонда.
Показатели деятельности этой компании непрерывно ухудшались. Так, если по итогам 2006 г. компания "Инкомстрах" заняла 67-е место с показателем собранной премии 65,9 млн. грн и 26-е место по автострахованию, то по итогам 2007 г. она уже заняла 89-е место, собрав всего около 40 млн. грн премий по всем видам страхования и перестрахования, а по автострахованию 46-е место, уменьшив объем собранных премий в 1,6 раза. По итогам первого полугодия 2008 г. компания "Инкомстрах" уже не попадала в первую сотню страховщиков по собранным премиям по всем видам страхования и перестрахования, а по автострахованию ее объем премий уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 300 тыс. грн. Началась стагнация. Но на бигбордах продолжали висеть плакаты, призывающие страховаться именно в этой компании, как одной из самых надежных компаний. Но ведь за объективность предоставленной информации рекламное агентство не несет ответственность. Дальше еще хуже. По итогам 9 месяцев 2008 г. компания имела рецессию уже минус 38%. И об этом рынок знал. Материалы анализа были опубликованы в журнале "Мир денег".
Выводы и цели, которые мы преследовали в публикации конца 2004 года остаются актуальными и сейчас. Последует сразу же реакция МТСБУ об исключении этой компании из ее членов. Следовательно, ОСАГО и "зеленую карту" она уже не сможет больше продавать. Конец печальный, особенно для клиентов.
Компания "Авионика". В 2007 г. компания занимала лидирующие позиции по показателю убыточности по автострахованию. Это единственная компания, которая уже на протяжении трех кварталов имеет значение этого показателя свыше 100% и постоянно его же ухудшает: 4-е место с показателем 136.7% в 1-м квартале; 2-е место с показателем 125.8% по итогам 1-го полугодия; 1-е место с показателем 125.5% по итогам 9 месяцев и, наконец 1-е место по итогам 2007 г.. Приток премий в этой компании по автострахованию уменьшился на 31%, а убыточность осталось уровне 125.5%. Не помогли разработка и выпуск эргономического полиса КАСКО, ни увеличение уставного фонда.
Если по итогам 1-го квартала 2007 г. компания "Авионика" занимала 97 место, то по итогам 6 месяцев 2007 г. она уже не попала в первую сотню страховщиков. Следить за состоянием этой компанией уже не представляло никакого интереса. Вопрос банкротства только стоял во времени. 25 октября МТСБУ исключило компанию "Авионика" из своих членов. Компания подошла к своему логическому концу.