— Сегодня многие СК пересматривают свою политику и подходы к автострахованию. Большая часть из них поменяла или находится в процессе повышения тарифов по каско. В целом по рынку средние тарифы по этому виду страхования поднялись на 10-20% и в зависимости от региона, марки машин и многих других критериев, сейчас
— Количество страховых случаев снижается. Это, прежде всего, связано это с тем, что уменьшился поток машин на дорогах. Тот, кто хорошо помнит, что было в Киеве год назад, скажет однозначно, что стало гораздо легче. Киев был самым «ударным» регионом. Теперь изменение ситуации на лицо. Вмешался кризис, рост цен на бензин. Многие люди не в состоянии гасить кредиты и поэтому отдали свои машины банкам либо поставили их в гараж. Количество эксплуатируемых транспортных средств уменьшилось. Плюс немаловажную роль сыграло и введение новых размеров штрафов за нарушение правил дорожного движения. Люди стали ездить аккуратнее. — Как изменился средний размер убытка по каско?
— По нашей компании он вырос в два раза: с 4200 грн. до 8 тыс. грн. Это связано со значительным ростом стоимости запчастей и ремонта автомобилей импортного производства вследствие изменения курса валют. Таким образом, при неизменной стоимости страховки очень выросла стоимость ремонта. — Какие меры предпринимают страховщики для сбалансирования показателя убыточности?
— Компании начали вводить коэффициенты, согласно которым, уменьшается сумма возмещения или даже возможен отказ от выплаты, если было зафиксировано грубое нарушение правил дорожного движения. Это нормальная европейская практика, применению которой в Украине почему-то сильно удивляются.
В нашей компании в программах автострахования просмотрены отказ от выплаты или уменьшение размера страхового возмещения за умышленное грубое нарушение правил дорожного движения. Например, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушение правил проезда перекрестков, выезд на встречную полосу и т.п. — Появились ли на рынке новые, более дешевые «антикризисные» программы каско?
— Об «антикризисных» программах я пока не слышал. На самом деле все зависит от того, как СК платит. Если она реально платит, это и есть главное антикризисное мероприятие, позволяющее удерживать или даже увеличивать свой портфель каско. Тарифы в существующих условиях снижать неправильно. Многие компании предлагают своим клиентам рассрочку платежа, когда премию можно выплачивать поквартально или даже помесячно. — Можно ли говорить, что в этом году украинцы стали более избирательно подходить к выбору СК для страхования каско?
— Круг «популярных» СК не сузился, просто перетасовался. Потому что люди действительно серьезнее стали подходить к выбору СК. Но только в тех случаях, когда банки не заставляют своих клиентов страховаться исключительно в одной страховой компании, лишая его права выбора. При этом, как правило, в таких договорах страхования, где одна СК эксклюзивно работает с банком, «зашито» очень много разных интересных вещей, которые уменьшают возможность получения страхового возмещения.
Например, они предполагают выплату не в полном размере убытка, а только в пределах задолженности по кредиту. Или предусматривают, что практикуют практически все банки, – выплату выгодоприобретателю, коим является банк.
В таких случаях при крупном убытке всю выплату банк забирает в счет погашения кредита, а у клиента остается разбитый автомобиль, который не за что ремонтировать, и, возможно, часть кредита, которую он еще не погасил. Но банки упорно стоят на своем.