Комиссия ведет активную работу по борьбе с т.н. техническими, фиктивными ценными бумагами. В частности, нами разработан ряд документов, направленных на
определение таких ЦБ и на недопущение их регистрации и дальнейшего обращения: некоторые из них носят ведомственный характер, некоторые зарегистрированы Министерством юстиции. Этими документами и определены, как критерии определения фиктивности ценных бумаг, так и меры по противодействию этому явлению.
Мы проводим такую работу на постоянной основе. Кроме того, в Комиссии налажено сотрудничество с налоговыми органами, которые предоставляют нам необходимую информацию по запросам.
К сожалению, пока ГКЦБФР не во всех случаях имеет возможность воздействовать на эмитентов фиктивных ценных бумаг. Из применяемых в данный момент мер это остановка обращения и аннулирование выпусков ценных бумаг. Но мы понимаем, что важнее не допустить фиктивные ценные бумаги к обращению. Именно с этой целью нами был разработан законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения требований к эмитентам ценных бумаг». Среди основных новаций, предусмотренных документом: совершенствование и детализация полномочий Комиссии по установлению признаков фиктивности эмитента ценных бумаг или производных (деривативов), а также описание процедуры борьбы регулятора с такими эмитентами приостановление обращения ЦБ и производных, отмены регистрации выпуска ценных бумаг.
Кроме того, в законопроекте прописана возможность судебного иска, в случае, если эмитент не осуществил меры по исправлению ситуации. Также, по документу, при регистрации проспекта эмиссии регулятор будет иметь право осуществлять проверку достоверности данных, предоставленных эмитентом. У нас появится компетенция требовать проведения дополнительной аудиторской проверки и независимой оценки имущества, а также получения дополнительной рейтинговой оценки эмитента, но лишь в тех случаях, когда у регулятора могут возникнуть сомнения в достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых эмитентом для регистрации выпуска и проспекта эмиссии ценных бумаг.
Кроме уже названного законопроекта, разработанного Госкомиссией и вынесенного к обсуждению осенью этого года, ГКЦБФР в 2010 – 2011 годы подготовила следующие документы, регламентирующие работу по противодействию такому явлению: это решение «Об утверждении Программы предупреждения фактов выпуска и организации обращения ценных бумаг, которые могут использоваться для непродуктивного оттока капиталов, уклонения от налогообложения, легализации доходов, полученных преступным путем» и «О введении ведения реестра обществ (эмитентов) и юридических лиц, которые могут быть связаны с выпуском и организацией обращения ценных бумаг, используемых для непродуктивного оттока капиталов, уклонение от налогообложения, легализации доходов, полученных преступным путем».
Также в «арсенале» Комиссии находится решение «О выполнении Программы предупреждения фактов выпуска и организации обращения ценных бумаг, которые могут использоваться для непродуктивного оттока капиталов, уклонения от налогообложения, легализации доходов, полученных преступным путем». Им утвержден примерный перечень признаков эмитентов, ценные бумаги которых могут использоваться для непродуктивного оттока капиталов, уклонения от налогообложения, легализации доходов, полученных преступным путем, а также непосредственно сам порядок ведения перечня таких эмитентов.
В 2011 г. мы остановили обращение акций около 1 000 компаний, еще 1 200 предприятий постигла участь аннулирования регистрации выпуска ценных бумаг. В целом, в этом году силами Госкомиссии на рынок не допущено, так называемых технических акций, на сумму более 13 млрд грн.