"Откладывать деньги — хороший совет для бедного и среднего человека. Для построения богатства это плохой совет. Заставляйте деньги работать" Роберт Киосаки
"Депозитный" налог: иллюзорные вызовы и дополнительные возможности
01.07.10
В дискуссиях вокруг принятого парламентом в первом чтении Налогового кодекса пункт о пятипроцентном налогообложении доходов физических лиц с депозитов представляется, на первый взгляд, не столь уж важным. Вместе с тем депозитный налог может оказать весьма заметное влияние на развитие финансовой системы и ее стабильность.
Чтобы его введение пошло на пользу финансовой системе, государству нужно прежде всего четко определиться с целью налогообложения депозитных доходов. Ведь, кроме фискальной функции, депозитный налог мог бы стать и действенным
инструментом макроэкономической политики, стимулируя продление сроков размещения вкладов (чем длиннее вклад, тем ниже ставка). Кроме того, доходы от налогообложения депозитных доходов населения могли бы способствовать повышению надежности банковских сбережений, если их часть направить в Фонд гарантирования вкладов.
Но главное — должен быть создан адекватный механизм администрирования налога. Именно такие рекомендации во время круглого стола «Налог на доходы от депозитов физлиц: как наполнить бюджет и одновременно стимулировать сберегательную активность граждан?» были даны банкирами законодателям и чиновникам перед вторым чтением проекта Налогового кодекса в Верховной Раде.
В обсуждении приняли участие:
Татьяна Ефименко, замминистра финансов Украины;
Сергей Лекарь, замглавы Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ);
Валерий Огиенко, директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ);
Борис Тимонькин, председатель правления Укрсоцбанка;
В подобном духе высказался также председатель правления банка «Финансы и кредит» Владимир Хлывнюк, напомнивший слова Б.Франклина о том, что «неотвратимы два момента — смерть и налоги».
Один из главных рисков в случае введения налога, как считают некоторые, — это возможный отток средств населения из банковской системы (со всеми соответствующими последствиями) под влиянием нежелания платить дополнительные налоги. В частности, в конце прошлой недели при обсуждении проекта Налогового кодекса в парламенте представитель Блока Литвина Олег Зарубинский отмечал, что соответствующая норма документа «похоронит банковскую систему и доверие к государству», а член фракции «НУ—НС» Александр Бондарь заметил, что к 1 января 2013 года «никаких депозитов на счетах не будет, все будут забирать деньги из банков, поскольку недоверие будет еще большим».
Некоторая доля истины в этих словах, пожалуй, все же есть. Ведь те 800—900 млн. грн. дополнительных налоговых поступлений от доходов с депозитов, которые рассчитывают в Минфине получить через три года, не слишком поражают воображение по сравнению даже с официальными прогнозами бюджетного дефицита текущего года.
Цена вопроса могла бы кардинально возрасти, если бы введение налога на доходы от депозитов рассматривалось не только как средство унификации с европейскими нормами или средство избежать чьей-то критики, но и как инструмент государственной макроэкономической и финансовой политики.
Так, по мнению председателя наблюдательного совета Platinum Bank Юрия Блащука, при рациональном введении и применении этот налог мог бы способствовать решению одного из сложнейших вопросов, над которым ломают головы эксперты и члены правительства, — как стимулировать появление на рынке долгосрочного гривневого ресурса, который бы формировал базу для активизации кредитования и инвестиционных процессов. А следовательно, создавал стимул для развития экономики. Поэтому, как считает Юрий Блащук, целесообразно установить режим, когда «чем длиннее депозит, тем меньше должно быть налогообложение». По словам финансиста, в принципе, можно было бы говорить и о нулевой ставке налога, если депозит клиента «действительно носит инвестиционный характер».
Правильность такого мнения вроде бы понимают в государственных учреждениях. Как отметил в ходе дискуссии зампредседателя ГНАУ С.Лекарь, «мы абсолютно поддерживаем эту идеологию».
В то же время чиновники не разделяют идею введения дифференцированных ставок по депозитам в зависимости от валюты размещенных средств. Конечно, более низкая ставка налогообложения гривневых депозитов по сравнению с валютными могла бы стать дополнительным стимулом для дедолларизации украинской экономики. Однако Сергей Лекарь был категоричен: «не может государство влиять на выбор гражданина» в этом вопросе.
Скептически (и даже отрицательно) отнеслись чиновники к еще одной идее, озвученной банкирами и журналистами, — о целевом использовании потенциальных налоговых поступлений, в частности, хотя бы частичном направлении этих средств в Фонд гарантирования вкладов физических лиц для усиления его платежеспособности. По мнению Ю.Блащука, пополнение ФГВФЛ дополнительными ресурсами не только финансово укрепило бы его позиции, но и стало бы «неким моральным стимулом для банковской системы требовать сбора этих налогов».
Немного странно, учитывая не особо впечатляющие возможности фонда. По состоянию на 1 июня 2010 года сумма аккумулированных ФГВФЛ средств составляла всего 2,798 млрд. грн., что в несколько раз меньше объема обязательств только банка «Надра» перед своими вкладчиками…
По поводу того, чтобы просто оставить начисления на общий фонд начисленных процентов. Это, на мой взгляд, неправильно, ведь такого нигде в истории нет. Но мы имеем право это обсуждать», — говорит налоговик.
Банкиры его в целом поддержали, но попросили очень внимательно отнестись к этому вопросу. Ведь камень преткновения — сохранение тайны размера банковского вклада, которая легко может быть раскрыта, если налоговая будет требовать от банков перечислять налог за каждого вкладчика в отдельности. Кроме того, при индивидуальных расчетах налога банки будут выполнять не характерные для них функции.
В ответ председатель правления банка «Финансы и кредит» В.Хлывнюк обратил внимание чиновников на высокую тенизацию экономики, с учетом которой не стоит пугать вкладчиков подобными заявлениями. Он высказался в пользу того, чтобы «лет пять банки перечисляли налоги консолидировано». По словам В.Хлывнюка, в противном случае существует угроза предъявления претензий (в том числе судебных) клиентов к банкам из-за якобы неправильного начисления налога. «Поэтому не нужно ставить преграды для банков и их клиентов», — отметил банкир, а С.Лекарь пообещал подумать.
Что ж, и банкирам, и чиновникам сегодня действительно есть над чем подумать. Ведь в зависимости от избранной модели налогообложения и механизма администрирования депозитный налог может стать как весьма полезным, так и вредным нововведением для банковской и финансовой системы в целом. Это именно тот случай, когда разработку важного решения не стоит откладывать на «послепринятие» Налогового кодекса.