Кризис приносит не только убытки, но и доходы. В известной сети ресторанов
«Якитория» появится «антикризисное меню». Туда войдут самые популярные блюда по
социальным ценам, то есть с 20%-ной скидкой. «Мы согласны
пожертвовать своими доходами ради наших клиентов», — сказал директор
ресторана Олег Наумчук. «Антикризисные» суши и роллы уже разрабатывает шеф-повар
заведения. Не исключено, что такому примеру последуют и другие.
Интересный маркетинговый ход придумали российские водочники — они начнут
разливать водку с названием «Антикризисная». В случае
успеха пример будет
продублирован отечественными производителями алкоголя.
Не прочь использовать кризис для поднятия рейтингов и политики. Одним из
первых ситуацией решил воспользоваться лидер социалистов Александр Мороз. Он
выставил по всей Украине 1300 билбордов сроком на целый месяц. Рекламная
кампания обошлась социалистам в 4 миллиона гривен.
Кризис приносит не только убытки, но и доход. На сложившейся экономической
ситуации пытаются подзаработать рестораторы, пиарщики, водочники и даже политики
Киевская фирма «Партнер плюс» постоянно проводит семинары «Антикризисный
менеджмент» для менеджеров и администраторов салонов красоты и фитнес-центров.
На двухдневных курсах клиента просветят, как «оптимально использовать
существующие ресурсы». То есть научат экономить и расскажут, как проверить
профессионализм своих сотрудников по методу «тайный покупатель». По окончании
выдают сертификат. Стоит все удовольствие 250 гривен с человека.
Появилась новая специальность «антикризисный PR». «Профессия специалиста из сферы антикризисного пиара существует уже
давно, — сказала консультант компании стратегических коммуникаций Publicity
Creating Руслана Плис. — Занимаются этим пиарщики политиков,
журналисты и стратегические консультанты». По ее словам, в Киеве существует
несколько десятков организаций, высылающих по первому требованию борцов с
кризисом. Сейчас спрос на них вырос вдвое, что отразилось и на зарплате
«спасателей»: от трех до пятнадцати тысяч долларов. Специалиста можно привлекать
и точечно — плата от двухсот долларов и выше. Специалисты дают полезные советы и
даже участвуют в их реализации.
Для российских рекламных агентств финансовый кризис открыл новую главу. Они
разрабатывают слоганы и плакаты, уверяющие клиентов банков, что кризис — это
явление чисто зарубежное. «Скажи НЕТ американскому финансовому кризису —
зарабатывай вместе с Эконацбанком!» — кричит рекламный плакат, на котором
изображены герои советской пропаганды — жадный, больной капиталист и уверенный в
завтрашнем дне советский вкладчик «Сберкассы». А одежный ритейлер среднего
ценового уровня, компания Baon-Desam, проводит скидочную «антикризисную
программу». Пытаются использовать эту тему и бизнес-структуры, предлагающие свои
услуги обеспеченным клиентам. Например, клуб The Most недавно организовывал
«антикризисную вечеринку», Crisis Party рекламировал и Wall St Bar.
Компания Recolte пошла дальше — представила на рынке водку
«Антикризисная», попутно заморозив планы по производству премиальной водки
дорогих сортов, среди которых Yes! стоимостью около 150 гривен и Trump (по
рецепту одноименного миллиардера) — от 1200 до 2000 гривен за бутылку, покрытую
24-каратным золотом.
Эксперты отмечают и целесообразность подобных компаний. «В самом понятии
кризис есть негативная составляющая, а эти акции направлены на эмоциональную
разгрузку», — считает генеральный директор маркетингового агентства Straget
Наталья Балашова.