Когда государство отпустит банки "на волю"
22.03.19
Министерство финансов торопится избавиться от госбанков. Их поэтапная приватизация должна была начаться еще в прошлом году с продажи Укргазбанка. Но процесс затянулся. Как продвигается продажа подконтрольных Министерству финансов банков и когда будут первые сделки?
Правительство утвердило Стратегию развития госбанков зимой прошлого года. Одна из целей, поставленных в документе - сократить госдолю в банковском секторе вдвое, с нынешних 55% до 24% к 2022 году. Для каждого госбанка была разработана детальная стратегия, поставлены цели и сроки их выполнения.
Сроки приватизации: конец 2018 – 20%, 2020 год – 100%
Препятствия для приватизации:
высокая доля проблемных кредитов
Основной претендент на покупку: IFC
Что происходит: Интриги в том, кто же станет инвестором Укргазбанка, давно нет. Главным претендентом на него изначально числилась Международная финансовая корпорация (IFC). «Думаю, что вхождение МФК в Укргазбанк может произойти еще до конца 2018 года. Сегодня банк выполнил все условия меморандума и «дорожной карты», выполнены все требования с точки зрения политики», — заявляла тогда еще и.о. министра финансов Оксана Маркарова в июле прошлого года.
Но процесс сдвинулся с мертвой точки всего пару месяцев назад. Глава офиса Национального инвестиционного совета при президенте Юлия Ковалив сообщила в январе, что IFC и Министерство финансов начали due diligence банка. На сколько затянется процесс пока не понятно.
В Укргазбанке говорят, что выполнили большинство необходимых условий. В частности, в числе приоритетных задач значилось сокращение доли кредитования госсектора и уменьшение портфеля проблемной кредитной задолженности. «Только за 2018 год кредитный портфель клиентов МСБ увеличился почти в 2,5 раза – до 5 млрд грн., а количество клиентов — предприятий малого и среднего бизнеса приближается к 58 тысячам. Соответственно, доля госкомпаний будет постепенно уменьшаться в нашем портфеле», — уверяют в пресс-службе Укргазбанка.
Кроме того, банк закрыл кредитную линию НАЭК Энергоатом, что также было одним из условий для начала приватизации. За год Укргазбанк сократил и долю проблемной задолженности. К началу 2019 года она снизилась до 12% кредитного портфеля.
В Международной финансовой корпорации подтвердили интерес к приобретению доли в госбанке. Но сроки и детали сделки уточнять отказались.
В Нацбанке в успешности сделки не сомневаются. «Мы ожидаем, что до 2020 года сделка по Укргазбанку будет закрыта», — заявила недавно первый зампред НБУ Катерина Рожкова в одном из интервью.
Эксперты также считают, что с приватизацией Укргазбанка все должно пройти гладко. «Банк выполнил все требования. Корпорация IFC проводит комплексные подготовительные работы, по итогам которых станут известны условия сделки, в том числе способ вхождения миноритария (дополнительная эмиссия или покупка части акций), стоимость акций. Учитывая непокрытые убытки прошлых лет (7,4 млрд грн.) при уставном капитале 13,3 млрд грн., можно предположить, что цена сделки будет находиться в районе 1 млрд грн за 20% акций», — предполагает директор финансового департамента рейтингового агентства IBI-Rating Александр Калашников.
Досье: Правительство национализировало Укргазбанк во время кризиса 2009 года. С того момента государство внесло в его капитал 9,3 млрд грн. В 2015 году к нему присоединили неплатежеспособный банк «Киев». Начиная с 2015 года Укргазбанк ежегодно зарабатывал прибыль, по итогам 2018 года она составила 766 млн. грн. По результатам аудита банка по итогам 2018 года прибыль составила 769 млн.грн. По данным НБУ, банк занимает 4 место по объему активов.
Укргазбанк раньше остальных подготовился к приватизации. В его стратегии, утвержденной в 2016 году, специализация банка была определена как green banking. За два года ему удалось стать главным эко-банком страны. По данным НКРЭ, Укргазбанк профинансировал треть новых проектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в 2017 году и 55% всех новых мощностей по ВИЭ в 2018 году.
Ощадбанк
Доля государства – 100%
Сроки приватизации: до 2020 года продажа 25% акций, до 2022 – не менее 49% акций.
Механизм приватизации: продажа международным финансовым организациям или IPO
Основные препятствия:
высокая доля проблемных кредитов;
значительный объем обслуживания госсектора;
неэффективное управление филиальной сетью;
отсутствие независимого наблюдательного совета;
банк не участвует в ФГВФЛ, депозиты физлиц полностью гарантируются государством (в том числе больше 200 тыс. грн)
Главный претендент на покупку: ЕБРР
Что происходит: По версии Ощадбанка, основное препятствие для старта приватизации — отсутствие независимого набсовета. Согласно закону о совершенствовании корпоративного управления в госбанках, он должен быть сформирован и утвержден до 30 апреля 2019 года. В него должны войти 9 членов — шесть независимых и по одному представителю президента, Кабинета министров и парламента. Срок работы набсоветов, сформированных по старому закону, истекает уже 10 мая. То есть на проведение конкурса у государства осталось два месяца.
Во всем же остальном дела идут довольно гладко. «У нас продуктивная коммуникация с ЕБРР. Расширен спектр проектов, которые реализуются в рамках технической помощи, идет работа над согласованием планов по коммерческому сотрудничеству. Банк движется по плану, определенному рамками трехстороннего Меморандума о стратегическом партнерстве с ЕБРР и подготовке к приватизации. Фактически, корпоративное управление было основной преградой», — рассказал «Минфину» председатель правления Ощадбанка Андрей Пышный.
Хотя сроки поджимают, в Ощадбанке не теряют оптимизма. «Расширенного due diligence пока не было. Однако ЕБРР проводил достаточно глубокий due diligence в рамках подготовки к подписанию соглашения о присоединении Ощадбанка к программе содействия развитию торговли ЕБРР. С тех пор мы находимся в постоянном контакте с ЕБРР и регулярно информируем их о развитии и финансовом положении банка», — поясняет Пышный.
Работы впереди еще много. Согласно стратегии, Ощад должен активно развивать кредитование малого и среднего бизнеса и оптимизировать филиальную сеть. Из нынешних 3300 отделений банк планирует оставить всего 1900-2100 к 2022 году.
Еще один камень преткновения — проблемные кредиты, сформированные до 2014 года. Их удельный вес в портфеле банка сейчас достигает 52%. Чтобы снизить этот показатель, в Ощаде активно применяют закон о финансовой реструктуризации. В 2018 году госбанк в рамках этого закона реструктуризировал плохие займы на сумму в 16 млрд. грн., цель на 2019 год — еще 4,4 млрд. грн. Всего сумма реструктуризированных кредитов за прошлый год достигла 22 млрд грн.
Правда, планы банка могут поставить под удар политики. «Существуют риски того, что по «старой доброй традиции» при смене политических элит в Украине доля NPL на балансах госбанков может продолжать расти, во всяком случае, пока нет никаких гарантий того, что это не произойдет», — отмечал в своем блоге на «Минфине» Виталий Шапран.
В ЕБРР настаивают – Ощадбанк должен сокращать долю госкомпаний в кредитном портфеле. В банке говорят, что идут по графику. «Уменьшился удельный вес кредитного портфеля крупного корпоративного сегмента на 8%. Это произошло благодаря росту кредитования розничного бизнеса (с 5 до 8%) и малого и среднего бизнеса (с 0% до 5%). Нам удалось диверсифицировать портфель корпоративного бизнеса и сократить долю госкомпаний в нем с 40% до 31%. Все наши целевые показатели согласованы с ЕБРР» — поясняют в Ощадбанке.
Между тем, в самом ЕБРР очень сдержанно комментируют сроки вхождения в капитал банка. «Ощадбанку предстоит выстроить систему работы с новым независимым наблюдательным советом, оптимизировать свою операционную модель и изменить подход к корпоративному бизнесу: управлению рисками, руководству филиальной сетью, улучшить ИТ решения в банке и т.д. Процессу вхождения в капитал будет предшествовать кропотливая работа. Мы удовлетворены сотрудничеством с Ощадбанком, но считаем, в таких проектах мы работаем на качественный результат, поэтому разговоры о временных рамках сейчас неприемлемы», — рассказал директор финансового департамента ЕБРР в Украине Александр Павлов.
Аналитики и вовсе не верят в реальность планов по продаже Ощадбанка в год выборов. «Снижение доли государства в капитале Ощадбанка невозможно без его присоединения к системе гарантирования вкладов физических лиц и потери 100% гарантии по депозитам. Завершение этих процедур и вхождение иностранного инвестора в капитал банка до конца текущего года маловероятно», — считает финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив.
Риски сделки отмечают и другие эксперты. «Принимая во внимание довольно длительный процесс подготовки к приватизации Укргазбанка (меморандум был подписан еще в ноябре 2017 года), я считаю крайне маловероятным частичную приватизацию Ощадбанка в текущем и даже в следующем году. Цена сделки, соответственно, еще более туманна», — констатирует Калашников.
Досье: Ощадбанк принадлежит государству с 1991 года. Прибыль банка по итогам 2018 года составила 131,7 млн.грн. Это самый низкий показатель среди всех госбанков. По данным НБУ, Ощад занимает 2 место по размеру активов, на него приходится 16% активов банковского сектора. Доля Ощада в депозитном портфеле физлиц по системе по итогам 2018 года составила 19%.
Приватбанк
Доля государства – 100%
Срок приватизации – до 2022 года. Согласно стратегии Привата на 5 лет, его стоимость к 2022 году может составить от 40 млрд грн до 65 млрд грн., в зависимости от того, какой вариант развития выберет банк.
Основные препятствия для приватизации:
высокая доля «плохих» кредитов. На момент национализации она достигала 95% в корпоративном портфеле
незавершенные международные суды с экс-собственниками Привата
Потенциальный покупатель: международный инвестор
Что происходит: Продажу Приватбанка не планируют откладывать в долгий ящик. «Мы хотим приватизировать банк, но не позже 2021 года», — заявил недавно глава его набсовета Энгин Акчакоча.
По словам председателя правления Приватбанка Петра Крумханзла, главный приоритет финучреждения — вернуть средства, которые банк получил от правительства в процессе национализации. Это планируют сделать, в том числе, и за счет продажи акций банка.
По его мнению, успех продажи крупнейшего банка страны во многом будет зависеть от политической воли.
«Думаю, что вопрос приватизации Приватбанка – больше политический. Если политическая и экономическая ситуации в стране будут стабильными и прогнозируемыми, иностранный инвестор заинтересуется украинскими банками", – заявил Крумханзл на встрече с журналистами в начале этого года.
В банке считают, что проблема «плохих» кредитов не станет преградой для покупателей. «Наличие в портфеле банка «токсичных» активов не должно ограничивать потенциальных инвесторов. На сегодня банк практически на 100% сформировал резервы под этот неработающий портфель. Соответственно, это не несёт в себе угрозы в будущем», — заявила зампредправления Приватбанка Галина Пахачук.
Независимые эксперты придерживаются иного мнения.
«Приватбанк интересен инвесторам своим прибыльным розничным бизнесом. Но вряд ли найдутся реальные желающие приобрести вместе с банком его корпоративный портфель и по сути, билет на войну с бывшими акционерами банка, которые оспаривают его национализацию», — считает Михаил Демкив.
«Учитывая масштабы банка, потребуется немало времени для расчистки баланса и возможного дробления учреждения на «здоровый» и «токсичный» банки. Поэтому говорить о предполагаемых инвесторах и стоимости сделки пока очень рано», — считает Калашников.
Пока же Приват намерен работать над повышением эффективности своей модели.
В стратегии банка предусматривается, что в 2022 году он должен получить 8,4 млрд грн чистой прибыли и будет готов к выходу государства из капитала. Всего с 2018 по 2022 годы банк должен заработать для своего акционера 81 млрд грн, без учета средств, которые он намерен вернуть через суды.
Досье: Приватбанк был национализирован 19 декабря 2016 года, в результате чего государство получило 100% в его капитале. Начиная с декабря 2016-го, суммарный объем докапитализации банка составил 155,4 млрд грн.
По данным НБУ, на момент перехода в госсобственность более 95% корпоративного кредитного портфеля составляли кредиты компаниям, связанным с бывшими акционерами и группами аффилированных с ними лиц.
Результаты расследования Международного детективного агентства Kroll подтвердили, что ПриватБанк был объектом скоординированных мошеннических действий. Нанесенный банку ущерб оценили в $5,5 млрд.
После национализации банка стороны инициировали ряд судебных процессов, которые длятся до сих пор. Экс-владельцы Привата, например, пытаются доказать незаконность перехода банка в госсобственность. Государство, в свою очередь, хочет вернуть деньги, которые были выведены из банка, и погасить невыполненные обязательства по рефинансированию.
2018 год Приватбанк закончил с прибылью в 11,7 млрд. грн. Банк занимает первое место по объему активов в банковской системе. Его доля составляет 21% в активах банковской системы и 35% в портфеле депозитов физических лиц.
Укрэксимбанк
Доля государства – 100%
Срок приватизации — продажа не планируется
Досье: Укрэксимбанк создан как государственный экспортно-импортный банк. По итогам 2018 года он занимает 5 место по объему активов. Чистая прибыль банка в прошлом году составила 958 млн.грн.
Укрэксимбанк фокусируется на обслуживании крупных корпоративных клиентов и МСБ, постепенно сокращая долю нецелевых сегментов — микробизнеса и розницы. Продавать его полностью государство не намерено. В документе идет речь о возможной продаже небольших пакетов миноритариям — суммарно не более 20% акций. При этом доля Укрэксимбанка на рынке снизится с 13% до 7%.