Кредитные союзы станут безопасными для вкладчиков…
19.04.10
Украинские кредитные союзы (КС), как и все другие финансовые учреждения, в кризисный период немного "потрясло": только в 2009 году с рынка ушло 89 союзов, а в январе 2010 года из реестра финучреждений было исключено еще 16 КС. Посему с начала 2010 года государственные ведомства всячески пытаются "разрулить" ситуацию.
Так, Госкомпредпринимательства неоднократно и уж очень активно настаивал на необходимости рефинансирования проблемных кредитных союзов из бюджета, а Госфинуслуг отстаивала идею выделения дополнительных средств Национальным банком Украины через уполномоченный банк. С приходом новой власти противостояние разрешилось: в середине марта 2010 г. на комплексном совещании с представителями ведомств и рынка вице-премьер Сергей Тигипко однозначно заявил, что бюджетного финансирования не будет, и поручил регулятору разработать новый механизм решения проблем кредитных союзов.
Внести изменения в логику и принципы работы украинских КС Госфинуслуг пытается уже давно. Еще в прошлом году регулятор отстаивал необходимость ужесточения контроля на рынке, поднимал вопрос рефинансирования и поддерживал идею создания фонда гарантирования вкладов членов кредитных коопераций. В феврале 2010 года ведомство направило в Кабмин пакет мероприятий по стабилизации ситуации на рынке, в котором объединило все свои предложения.
Дабы обеспечить платежеспособность КС и защитить интересы и права почти 100 тыс. вкладчиков, Комиссия настаивает на необходимости создания системы рефинансирования проблемных КС. Это мировая практика, предусмотренная также и отечественным законодательством: в частности, в Законе "О Национальном банке Украины" прописано, что банк или другое финансово-кредитное учреждение может обратиться для получения рефинансирования к НБУ в случае, если все другие варианты исчерпаны.
Кроме того, в очередной раз было предложено принять во внимание необходимость создания Фонда гарантирования вкладов членов КС в размере 1,5 млрд. грн. Соответствующий законопроект №3265 подавался в ВР еще в 2008 году, в конце января был отправлен депутатами на доработку и вновь "вызван к жизни" в середине марта. Документом предлагается создать специализированное учреждение, исполняющее функции госуправления в сфере защиты средств вкладчиков КС. При этом "на старте" 0,5 млрд. грн. в Фонд должен внести Кабмин в форме облигаций внутреннего госзайма, а 1 млрд. грн. — выдать Нацбанк в виде кредита на десять лет. Затем источниками наполнения должны стать сборы с участников и пеня за несвоевременное их перечисление, а также доходы, полученные от инвестирования средств Фонда. Поскольку ни государство вообще, ни Госфинуслуг в частности, согласно Конституции и законодательству Украины, не несут ответственности по обязательствам кредитных коопераций, такой вариант был бы наиболее логичным для решения проблемы вкладчиков КС.
Помимо финансовых мер, регулятор считает необходимым изменить законодательство. В частности, запретить существование всеукраинских кредитных союзов, ограничив их деятельность территорией одной области, а также ограничить количество членов в союзах — до 5 тыс. человек. Необходимость таких "заградительных" мер объясняется просто: почти все проблемные КС, которыми сейчас занимается регулятор, имеют всеукраинский статус, и в случае их ликвидации убытки понесет огромное количество вкладчиков. Кроме того, из-за несовершенного законодательства нарушается принцип кооперативного управления: невозможность проведения общего собрания всех членов крупного кредитного союза уже привела к массовым злоупотреблениям в руководящих органах союзов (по некоторым данным, в прошлом году около 70% членов всеукраинских КС не имели с ними связи).
Лоббированием интересов разных групп кредитных союзов занимаются три общественные организации: Национальная ассоциация кредитных союзов (НАКС), Всеукраинская ассоциация кредитных союзов (ВАКС) и Ассоциация кредитных союзов военнослужащих и работников силовых структур. Их мнения по разным вопросам часто разнятся. "Силовики" настаивали на схеме рефинансирования из бюджета, заручившись поддержкой прежнего руководства Госкомпредпринимательства. ВАКС и НАКС рефинансирования не просили, поскольку их члены на проблемы с ликвидностью не жаловались.
Совсем иной выглядит попытка провести через Кабмин распоряжение, которым будет утверждаться план мероприятий по стабилизации рынка кредитных союзов. Здесь внимание акцентируется на создании Фонда гарантирования вкладов членов КС и на усилении контроля за деятельностью союзов. Споров вокруг данного распоряжения намного меньше и, по мнению эксперта, окончательный его вариант будет более удовлетворительным для участников рынка.
В целом же оценить сегодняшнее положение на рынке кредитных союзов объективно — непростая задача. Например, в Госфинуслуг недавно обнародовали информацию о том, что 30,5% выданных союзами кредитов сейчас оцениваются как просроченные, проблемные и безнадежные. При этом есть опасения, что реальный уровень проблемных кредитов в КС, в отличие от официальной статистики, составляет около 50%, поскольку кредитные союзы далеко не всегда показывают истинное положение вещей и часто переоформляют уже выданные кредиты, уменьшая тем самым уровень просрочки. МВД тоже не отстает в пессимистических данных: по информации Главного следственного управления министерства, в прошлом году кредитные союзы нанесли ущерб украинцам на сумму в 156 млн. грн. Ситуацию усугубляет и самая "горячая" официальная информация регулятора: только в начале марта комиссия в связи с "систематическим невыполнением применяемых к союзу мер воздействия и многочисленными жалобами на него со стороны граждан" приостановила действие лицензий двух КС в Одессе, один из которых считался крупнейшим в стране союзом со всеукраинским статусом.
Впрочем, по данным самих участников рынка, кредитных союзов, у которых действительно крупные проблемы, — всего 10—15% (70—100 участников из 754).