Кредитование покупки автотранспорта - прогнозы и ожидания
29.04.11
Банки переключаются на повышенную передачу в сегменте непрямого автокредитования, поскольку потребители, которые откладывали приобретение транспорта в прошлом году, возвращаются в шоурумы автосалонов. Сектор автокредитования также является хорошей возможностью для утилизации избыточной ликвидности банковского сектора.
Пережив двухлетнее снижение автопродаж и кредитный кризис, автокредитование вновь стало интересной темой. Для банкиров, которые оставили этот бизнес во время кризиса, а также для тех
финансовых учреждений, которые впервые задумались о нем, сейчас лучший шанс войти в один из наиболее высокомаржинальных сегментов потребительского кредитования.
По словам Игоря Дорошенко, предправления банка «Русский Стандарт», первыми возобновили выдачу автокредитов банки, имевшие доступ к относительно недорогому фондированию, налаженную технологию работы с автокредитами и технологию управления рисками в этом сегменте, а также сложившиеся партнерские отношения с автодилерскими сетями.
Большая часть банков сейчас скорее декларирует свое присутствие на рынке автокредитования, нежели реально выдает кредиты, потому о серьезной конкуренции говорить рано. Мы наблюдаем не так много акций по автокредитам, и хотя в любом автосалоне есть список из десятка банков, которые могут предоставить кредит платежеспособному заемщику на рынке, все еще нет хороших ставок. О невысокой конкуренции говорит и относительно медленная динамика снижения ставок на этом рынке.
В первом квартале 2011 года было продано около 40 тыс. автомобилей, из них половина — в марте. При этом доля автомобилей, проданных в кредит, составила всего лишь 12%.
По предположению Давида Януса, директора «Альфа Финанс», партнера Альфа-Банка в сфере автокредитования, в 2011 году количество проданных новых автомобилей составит около 200 тыс., из них при помощи банков и финансовых компаний будет куплено 15—19%.
В секторе автокредитов у банков нет серьезных конкурентов в лице кредитных союзов, независимых кредитных компаний или других организаций. Программы финансирования, предлагаемые автодилерами конечному потребителю, так или иначе составлены в партнерстве с несколькими крупными банками или связанными с банками организациями. Стоит отметить тенденцию к выделению из розничного банковского бизнеса компаний-партнеров, которые всецело ориентированы на непрямое автокредитование (через автосалоны).
Практически каждый день банки уведомляют о снижении процентных ставок по автокредитам. Несмотря на это, размер скидки слишком мал, чтобы серьезно заинтересовать потребителей. До конца года эксперты прогнозируют снижение процентных ставок еще на 2%-3%, то есть до 15%-17% годовых, в зависимости от срока кредитования, который постепенно увеличивается от одного-трех лет до пяти-семи.
В данный момент условия кредитования у различных банков не слишком отличаются друг от друга. В салоне клиент имеет возможность сравнить условия нескольких финучреждений, получив расчет на конкретное авто с учетом пожеланий по сроку кредита и размеру первоначального взноса. Процедура получения предварительного решения более проста — клиент может заполнить заявку в автосалоне и получить решение в течение часа. Оформление кредита в автосалоне может быть более выгодно для покупателя, если кредит выдается в рамках совместной акции. Акционные кредиты хоть и не бесплатны, но значительно выгоднее стандартных банковских займов.
Средние суммы автокредитов не превышают 120 тыс. гривен. Так, в апреле 2011 года средняя сумма автокредита в ВТБ Банке составила 110 тыс. гривен, а в целом по портфелю — 85 тыс. гривен. Прогноз по изменению средней суммы кредита зависит от размера первоначального взноса, от сегмента рынка, в котором банк захочет присутствовать и от цен на автомобили. На последний фактор также оказывают влияние законодательные нормы, которые регулируют размеры налогов и пошлин — при их увеличении будет расти цена автомобиля.
Размер собственного участия заемщика в покупке автомобиля не спешит снижаться.«До конца года большинство банков, скорее всего, не опустят размер первоначального взноса до уровня докризисных 10%», — говорит Владимир Буданов, заместитель директора департамента розничных продуктов ВТБ Банка. По его прогнозам, средний размер первого взноса составит 20—25%. Но с такими условиями большинство банков присутствуют на рынке и сейчас. Поэтому, вероятнее всего, средняя сумма кредита останется на текущем уровне.
По данным ВТБ Банка, население отдает предпочтение легковым автомобилям среднего класса и стоимостью от 130 тыс. гривен. Данный класс автомобилей составляет 45% от кредитных выдач. Лидерами продаж являются Hyundai, КІА, Ford и Skoda, второе место (43%) занимают авто производства стран СНГ, Китая (ВАЗ, Geely), на третьем месте (12%) — авто премиум-класса.
Банки используют различные стратегии и каналы продаж. Как правило, банкиры различают прямое, непрямое и смешанное автокредитование.
В случае прямого автокредитования консультации клиентам предоставляются в отделении банка. При непрямом автокредитовании дилеры самостоятельно консультируют клиентов по различным программам банков, при этот прямо на площадке автосалона открывается кредитный отдел. Если рассматривать смешанное автокредитование, то в автосалоне, как правило, присутствует сотрудник банка, или же на территории автосалона открыто отделение банка, которое также принимает различные платежи в пользу автодилера и проводит другие банковские операции.
Партнерские отношения строятся на взаимовыгодных условиях: автосалоны увеличивают свои продажи за счет роста рынка автокредитов, банк увеличивает свои доходы за счет предоставления кредитов. Стимулирование продаж автосалоном возможно за счет всевозможных акций, которые снижают стоимость автомобиля, а соответственно, и выручку автосалона. Как правило, это праздничные периоды, когда спрос на автомобили растет. При этом, учитывая платежеспособность населения, часть продаж оформляется в кредит.
Теоретически те программы, которые предлагаются автодилерами, могут быть невыгодным для клиента, поскольку дилер продвигает лишь условия нескольких определенных банков с заранее оговоренными условиями. В то время как у банков, которые не работают с дилерами, условия по автокредитам вполне могут быть лучше.
На практике, говорят банкиры, автосалон, работая с определенным банком, ориентирован на объем продаж, как и банк. Кроме того, такой тандем «банк-автодилер» позволяет клиенту оформить заявку непосредственно в салоне и уменьшить количество визитов в банк. Это упрощает процедуру и уменьшает затраты времени для будущего автовладельца. Качество и быстрота принятия решения и оформления кредита для клиента важна не меньше, чем его цена.
Более того, по данным банка «Русский Стандарт», развитие совместных программ с импортерами и дилерами, в рамках которых клиентам предлагаются кредитные продукты, делает процентные ставки ниже, чем по стандартным продуктам.
Развитие автокредитования наблюдается не только в столице. По данным ВТБ Банка лидерами по автокредитованию, кроме Киева, являются Донецкий, Харьковский и Днепропетровский регионы. К перспективным регионам эксперты банка «Русский Стандарт» также относят Одесский.
По мнению Петра Пекура, начальника отдела организации и развития каналов продаж Конверсбанка, который находится на стадии создания собственной программы автокредитования, текущий год для банков характеризуется жестким подходом к оценке рисков и более тщательным отбором заемщиков.
Первоначальный взнос на уровне 20—25% от стоимости авто вполне отвечает сегодняшней ситуации. Приоритет в валюте кредитов отдан гривне. Несмотря на усиление конкуренции между банками, финансовые учреждения будут действовать осторожно, помня об уроках кризиса.
Останутся высокими требования по подтвержденной платежеспособности и хорошей кредитной истории заемщиков, ведь благосостояние украинцев еще не достаточно высокое и очень медленно улучшается. Это обосновывает высокие требования при отборе заемщиков и жесткие условия. При этом и клиенты банков стали более реалистичными в оценке своей платежеспособности, стали более взвешенно подходить к своим возможностям обслуживать кредиты.
Снижение процентных ставок по автокредитам, конечно, увеличит продажи авто и, возможно, улучшит чье-то благосостояние. но приведет ли это к очередному кризису?