Стремительно наращивая объемы лизинга машин, небанковские финучреждения теснят банки на авторынке. 2011 г. обещает стать годом расцвета лизинга. Когда в разгар кризиса банки свернули программы автокредитования, лизинговые компании заняли их место и по итогам 2010 г. почти в два раза увеличили объемы финансирования авторынка. В этом году они собираются поставить новый рекорд: нарастить объемы в 2,5-3 раза. Финансисты уверены, что помешать им в этом не смогут
Умение в короткие сроки серьезно увеличивать объемы финансирования украинские лизинговые компании подтвердили еще в прошлом году. Согласно исследованию Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», за 2010 г. количество договоров по финансовому лизингу, заключенных украинскими компаниями, выросло на 69,4%, а их общий объем — более чем в два раза (до 4,97 млрд. грн.). Львиная доля финансирования пришлась на автомобили.
Программы, рассчитанные на население, в 2010 г. запустили едва ли не все лизинговые компании, основанные автопроизводителями либо автодилерами. Крайне редко за обслуживание физлиц брались «дочки» банков. Хотя компаний становилось все больше, но лизинговые услуги они оказывали в основном юрлицам. Сам же интерес к лизинговому рынку банкиры объясняли в основном двумя причинами. Во-первых, лояльными законодательными требованиями: лизинговые компании не обязаны, в отличие от банков, формировать колоссальные резервы под проблемные кредиты, и наращивать из-за этого свои убытки. Во-вторых, им значительно проще работать с неплатежеспособными заемщиками и принудительным изъятием залогов. Ведь находящийся в лизинге автомобиль (в отличие от купленного в кредит), согласно действующему законодательству, остается в собственности лизинговой компании. И, наконец, через свои лизинговые компании банки по-прежнему могли предоставлять клиентам валютное финансирование (валютное кредитование в банках ограничено Нацбанком).
Впрочем, лояльность лизинговых компаний имеет меру: большинство из них прописывают в договорах жесткие штрафные санкции за досрочное расторжение договора либо преждевременный выкуп авто. В этом и заключается разница между финансовым лизингом и кредитованием: банки сегодня крайне редко штрафуют за досрочное погашение автокредитов. Счет, который в этом случае может быть выставлен водителю, часто достигает 3-5 ежемесячных платежей. Не церемонятся лизинговые компании и с нерадивыми клиентами, нарушающими график платежей. У них просто изымают машины.
В 2011 г. финансисты прочат лизинговому рынку настоящий бум. Серьезной отдачи ждут как от уже раскрученных программ для населения, так и от пролоббированных в Налоговом кодексе льгот для юрлиц. Со второго квартала 2011 г. предприятиям разрешено относить на валовые затраты 100% платежей по оперативному лизингу авто (до этого действовало ограничение — не более 50%). Рядовых граждан лизинговые компании собираются завлекать улучшением базовых условий, дабы составить достойную конкуренцию возвращающимся на рынок автокредитования банкам. Во втором полугодии они обещают уменьшить размер минимального аванса с 15% до 10% стоимости машины, увеличив сроки с 5 до 7 лет. Возможно и сокращение лизинговых комиссий, правда, только по гривневым программам — на 1-2%.
Опрошенные эксперты уверены, что этого будет достаточно, чтобы серьезно нарастить объемы лизинговых операций. Согласно пессимистическим прогнозам, общий объем финансового лизинга в нашей стране по итогам 2011 г. вырастет в полтора-два раза (до 7,5-9,94 млрд. грн.), оптимистическим — сразу в 2,5-3 раза (до 12,4-14,9 млрд. грн.).