полномочиями. Целью данного постановления было приведение нормативно-правовых актов НБУ в соответствие с законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» принятому в новой редакции еще в мае 2010 г., в части финансового мониторинга и связанного с этим идентификации клиентов.
Какую именно информацию и на каких условиях имеет право получать Нацбанк?
Согласно закону «О Национальном банке», для осуществления своих функций НБУ вправе бесплатно получать от банков, банковских объединений и юридических лиц, получивших лицензию Нацбанка, а также от лиц, в отношении которых центробанк осуществляет надзорную деятельность (по закону «О банках и банковской деятельности»), информацию об их деятельности. А также пояснения по поводу полученной информации и проведенных операций.
По закону «О банках и банковской деятельности», в случае нарушения банками или другими лицами, которые могут быть объектом проверки Нацбанка, профильного законодательства либо нормативно-правовых актов НБУ, регулятор вправе применить меры воздействия от письменного предупреждения и заканчивая отзывом банковской лицензии.
Помимо этого, по закону «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма», за не предоставление (несвоевременное предоставление), нарушение порядка представления или представления специально уполномоченному органу недостоверной информации о финансовых операциях, предусмотрен штраф. Его размер может достигать 34 тыс. грн.
Целью постановления регулятора является идентификация клиентов и мониторинг рисков, связанных с отмыванием средств полученных преступным путем либо финансированием терроризма. Однако банки используют данный повод для того, чтобы получить как можно больше информации от клиента. И в дальнейшем иметь возможность оценивать финансовые риски по работе с ним.
В постановлении НБУ №22 установлен срок, в течение которого банки обязаны привести идентификацию: для клиентов с высоким уровнем риска, который был определен по состоянию на день вступления в силу закона, в течение двух месяцев со дня вступления в силу, т.е. до 22 июня 2011 г. Идентификация же остальным клиентов должна пройти в течение шести месяцев со дня вступления в силу документа, т.е. до 22 октября 2011 г.
За незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, а также за разглашение коммерческой или банковской тайны, Уголовным кодексом предусмотрена ответственность начиная со штрафа от 3,4 тыс. грн и заканчивая лишением свободы на срок до двух лет.
Имеют ли банки право отказывать клиентам в предоставлении каких-либо услуг, в случае отказа предоставить информацию о себе (например, не выдавать наличные через банкоматы)?
Законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» предусмотрено право банка, в случае непредставления клиентом, с которым установлены деловые отношения, необходимой информации для идентификации и изучения финансовой деятельности, отказать ему в проведении дальнейших финансовых операций. Это будет касаться любых операций клиента.
Помимо этого банк обязан будет сообщить об этом в течении одного рабочего дня специально уполномоченный орган в сфере финансового мониторинга. В моей практике, пока таких случаев не было, но я не исключаю, что в связи с агрессивным поведением банков и попыткой получить дополнительную информацию, не предусмотренную в постановлении правления НБУ «О внесении изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга», они могут появиться.
Пока ко мне обратились лишь несколько человек с жалобой на Райффайзенбанк Аваль: по их словам, банк пытается заставить их слишком широкий перечень информации. Еще один клиент этого же банка недавно сообщил мне о том, что закрыл карточный счет из-за того, что финучреждение затребовало у него слишком уже подробную информацию о его имуществе.