"Нерадивые покупатели": кто не мил Нацбанку
15.10.15
С начала года Национальный банк Украины более 40 раз отказал потенциальным инвесторам в приобретении существенной доли в банках. Часть отказов связана с неспособностью инвесторов подтвердить происхождение капитала или деловую репутацию.
Согласование права приобретения неплатежеспособного банка проводится несколькими госорганами. Кроме Национального банка Украины, на процесс влияют Фонд гарантирования вкладов, Антимонопольный комитет, Финмониторинг и другие.
«ФГВ может на этапе согласования отказать заявителю в
классификации его как будущего инвестора. По закону, инвестор должен подавать документы и нам, и в НБУ. Мы можем отказать инвестору, в том числе если он не подал документы в Нацбанк. И, теоретически, нам может подавать документы больше инвесторов, чем в НБУ», – объясняет начальник отдела планов урегулирования Фонда гарантирования вкладов Светлана Рекрут.
По некоторым учреждениям Нацбанк отказывал в согласовании получения существенного участия многократно, а в результате отказов некоторые учреждения ликвидируются. Допустим, по банку «Киевская Русь» НБУ отказывал инвесторам в выкупе неплатежеспособного учреждения семь раз. Бывший акционер банка Виктор Братко рассказал, что при последней попытке американская компания Riordan Limited почти получила согласие регулятора. «Бенефициару в понедельник НБУ согласие на сделку выдал, но попросил до конца недели предоставить разрешение Антимонопольного комитета Украины на приобретение. Но за три дня такой документ в АМКУ получить нереально!» – подчеркивает Братко.
Другой пример – Primestar Energy FZE из Объединенных Арабских Эмиратов в июле 2015 года не смог согласовать приобретение Укргазпромбанка. А уже в августе, после переподачи документов, «добро» финансового регулятора было получено. «НБУ выдал в итоге Primestar Energy FZE разрешение на приобретение банка», – констатирует Рекрут.
Также отказ на получение существенной доли в банке с начала 2015 года получил Рейнис Тумовс, известный по банкротствам CityCommerceBank и ПрофинБанк. Этот финансист пытался выкупить сначала Банк профессионального инвестирования, потом – «Укоопспилку». Также источники сообщают, что не смог получить одобрение НБУ и представитель Леонида Юрушева, ранее владевшего банками «Форум» и Златобанк.
Несколько раз инвесторы пытались приобрести «тонущий» Дельта Банк. В том числе банк пыталось выкупить Государственное ипотечное учреждение. «У нас были планы по спасению денег и выводу «Дельты» на нормальную работу. В банке было много качественных активов, по необслуживаемому кредитному портфелю за несколько месяцев банк получил 3 млрд гривен поступлений. Компания Deloitte провела оценку активов и дала очень высокую оценку, которая позволяла запустить банк. Но мы получили достаточно лаконичный ответ: «вы не выиграли в конкурсе». Других объяснений не последовало», – отмечает глава правления Государственного ипотечного учреждения Андрей Камуз.
Глава совета НАБУ и член совета Национального банка Украины Роман Шпек считает отказ в продаже «Дельты» госучреждению логичным. «На что сегодня у государства есть средства, чтобы показывать свои лучшие стороны? ГИУ создано за средства государства для других целей. У государства также много госбанков, которые не всегда эффективны. Инвестиции государственных институтов в банковский сектор сегодня – это не лучший вариант расходования налогов», – уверен Роман Шпек.
Экс-член совета НБУ Василий Горбаль объясняет, что в некоторых случаях отказы связаны с неспособностью покупателя подтвердить происхождение денег на покупку. «Я уверен, что в этих несостоявшихся сделках речь шла о попытках собственников искать какие-то варианты для спасения своих учреждений в ситуации, когда в банке уже работает временная администрация. При этом есть реальный интерес со стороны инвесторов к банкам, так как может быть абсолютно жизнеспособная модель существования банка в переходной модели или в модели принимающего банка, где инвестор сам выбирает соответствующие пакеты активов и депозитов», – говорит Горбаль.
Отчасти справедливым можно считать утверждение, что, запрещая выкуп того или иного банка, НБУ предотвращает создание в Украине финансовых пирамид. «Были банки, которые принимали участие в схемах. С рынка выведен 61 банк, и только НБУ знает, кто и почему был лишен лицензии», – указывает Шпек.
Источники объясняют, что всех банкиров, причастных как менеджеры или акционеры к выведенным с рынка финучреждениям, включили в список, участники которого находятся под пристальным вниманием НБУ. От всех из них требуют пояснить происхождение денег – и речь идет не о настоящем времени, а о том самом «первом миллионе».