Несмотря на оживление рынка автокредитов, займ на покупку машины остается роскошью
30.06.10
Кредиты на покупку автомобилей населению сейчас предлагают примерно 20 банков. При этом активно кредитуют всего пять-шесть. Они постепенно начинают снижать ставки и требования по первоначальному взносу. Тем не менее автокредиты доступны лишь ограниченному кругу потенциальных заемщиков.
По данным операторов рынка, в мае 2010 года было продано 11,6 тыс. новых “легковушек” (см. “Продажа…”), тогда как до кризиса в мае 2008 г. — 50 тыс. новых авто. Доля
В этой связи напомним, что до кризиса почти половину всех новых авто покупали с помощью банковских кредитов. В мае 2010 г. чаще всего в кредит продавали автомобили стоимостью EUR6,5-10 тыс. — 12,5% общего количества автомобилей данного ценового диапазона были проданы по программам банковского кредитования (см. “Доля продаж…”).
Многие финучреждения очень неохотно кредитуют покупку автомобилей, произведенных в странах СНГ и Азии. Так, “ОТП Банк” вообще отказывается кредитовать под залог “легковушек”, выпущенных в Китае, Иране, Индии, странах СНГ, а также под машины марки Daewoo.
Как уже говорилось, на рынке появились кредитные предложения с первоначальным взносом в 20% стоимости авто (см. “Условия кредитования…”). Однако чаще всего банки готовы финансировать не более 60% стоимости приобретаемого автомобиля. Возможные сроки кредитования достигают семи лет, но большинство предложений — на срок до трех лет. Процентная ставка по автокредитам, как правило, зависит от срока кредитования и первоначального взноса. Чем больше срок и меньше первоначальный взнос, тем выше ставка. Например, в Индэкс-банке при авансе в 50% кредит сроком до трех лет можно взять под 25,5% годовых. При первоначальном взносе в 30% автозаем на семь лет обойдется уже в 27% годовых.
Похожая градация у “ОТП Банка”. Кроме того, процентная ставка по кредитам данного финучреждения зависит от схемы погашения кредита. При аннуитетном графике погашения ставки на 0,5 п.п. ниже, чем при стандартной схеме. К примеру, в “Эрсте Банке ” сроки кредитования и размер первоначального взноса зависят от стоимости приобретаемого в кредит автомобиля. Чем она выше, тем больше размер собственного участия и возможный срок кредитования. Примечательно, что отдельные банки (Укрсоцбанк и “ОТП Банк”) предлагают кредиты под “плавающие” ставки. “Плавающая” ставка — это нормально, если кредит берется, скажем, на пять лет.
, — уверяет Алексей Руднев. Так или иначе, эффективные (реальные) ставки по автокредитам сейчас колеблются в диапазоне 21-31% годовых. При этом номинальные ставки составляют 8-29% годовых. Разовые комиссионные при выдаче кредита — 1,5-3% суммы займа. Более того, отдельные банки (УкрСиббанк и Укрсоцбанк) берут комиссионные за перечисление средств в автосалон.
Немногие финучреждения в рамках стандартных программ автокредитования взимают ежемесячные комиссионные. Кроме того, следует учитывать, что банки требуют застраховать приобретенный в кредит автомобиль по программе КАСКО. Страховой тариф колеблется в диапазоне 5-8% стоимости. Обязательна также нотариальная регистрация залога. При этом услуги нотариуса обойдутся в 500 грн., госпошлина — 0,1% стоимости залога. Таким образом, чтобы купить в кредит новую недорогую иномарку стоимостью $15 тыс., т.е. 120 тыс.грн. (например, Opel Corsa или Ford Focus), клиент должен иметь в наличии около 62 тыс.грн. В частности, 48 тыс.грн. понадобятся для осуществления первоначального взноса, в 6 тыс.грн. обойдется покупка страховки КАСКО на год и 1,5-2 тыс.грн. придется уплатить банку за выдачу ссуды. Нотариальное оформление залога “потянет” еще на 1 тыс. грн. Плюс ко всему покупателю предстоят расходы, не связанные с получением кредита: 3,6 тыс.грн. уйдет на уплату обязательного 3%-ного сбора в Пенсионный фонд и около 1,5 тыс.грн. — на регистрацию авто в ГАИ. При процентной ставке по автокредиту, равной 27% годовых, и аннуитетной схеме погашения ссуды в течение трех лет ежемесячный платеж составит около 3 тыс.грн.
По словам Алексея Руднева, кредитная нагрузка не должна превышать 50-60% совокупного дохода заемщика. Значит, сейчас для покупки в кредит автомобиля стоимостью $15 тыс. заемщик должен иметь ежемесячный доход в 5-6 тыс.грн. и располагать сбережениями в размере половины стоимости авто.
Александр Гришко заместитель председателя правления Ощадбанка
Вряд ли стоит ожидать бурного роста рынка автокредитования. За последние пять лет большинство граждан уже приобрели авто, рынок насытился. Поэтому объективно спрос снизился. Он может исходить от желающих сменить машину, однако таковых в условиях сокращения доходов населения тоже не так много. Банки готовы кредитовать — деньги есть. Но требования к заемщикам мы снижать не собираемся. Возникает главная проблема — подтверждение доходов физических лиц. Кроме того, высокие процентные ставки делают автокредиты менее доступными.