Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Богат тот, кто доволен тем, что у него есть"
Финансы

 


Кредит на авто

Несмотря на оживление рынка автокредитов, займ на покупку машины остается роскошью
30.06.10

Кредиты на покупку автомобилей населению сейчас предлагают примерно 20 банков. При этом активно кредитуют всего пять-шесть. Они постепенно начинают снижать ставки и требования по первоначальному взносу. Тем не менее автокредиты доступны лишь ограниченному кругу потенциальных заемщиков.

Гонки по горизонтали

По данным операторов рынка, в мае 2010 года было продано 11,6 тыс. новых “легковушек” (см. “Продажа…”), тогда как до кризиса в мае 2008 г. — 50 тыс. новых авто. Доля
материалы в тему:
“кредитных” машин в мае 2010 г. увеличилась и составила 10,6% суммарного количества автопродаж
. Для сравнения: по итогам 2009 г. данный показатель был равен всего 5,5%. “Однако по сравнению с докризисным периодом доля покупок в кредит намного меньше. Например, мы недавно анализировали рынок в Запорожье. Так вот, основные автодилеры в мае продали в кредит всего 15 авто, что составляет 15-20% общих продаж в этом регионе”, — говорит Алексей Руднев, начальник управления розничного бизнеса “ОТП Банка ”.

В этой связи напомним, что до кризиса почти половину всех новых авто покупали с помощью банковских кредитов. В мае 2010 г. чаще всего в кредит продавали автомобили стоимостью EUR6,5-10 тыс. — 12,5% общего количества автомобилей данного ценового диапазона были проданы по программам банковского кредитования (см. “Доля продаж…”).

Отметим: больше всего в кредит в абсолютном выражении было приобретено авто марок ВАЗ и ЗАЗ. Однако в относительном выражении чаще всего в кредит продают иномарки (см. “Марки автомобилей…”) — Renault (20% общего количества продаж), Nissan (18%), Chevrolet (17%). “Автомобильный рынок очень ограничен. Сейчас продается только 10-12 тыс. новых авто в месяц. При этом доля продаж в кредит не превышает 10%. То есть банки ежемесячно выдают всего 1200-1300 автокредитов”, — подтверждает статистику Андрей Рязанцев, председатель правления “Плюс Банка ”.

Несмотря на это, участники рынка констатируют наличие нешуточной конкуренции между игроками. “Рынок автокредитования является самым конкурентным и динамичным, если сравнивать с другими сегментами кредитования населения”, — уверяет Виталий Шастун, член правления, директор департамента по развитию розничного бизнеса Universal Bank . По словам Андрея Рязанцева, средняя сумма одного автокредита во вверенном ему банке составляет около 80 тыс.грн., собственный взнос заемщика — не менее 20%. Таким образом, получается, что средняя стоимость автомобилей, приобретаемых в кредит, составляет около 100 тыс.грн. “Это автомобили низкого и среднего ценовых сегментов, которые сейчас пользуются наибольшим спросом. В то же время мы кредитуем покупку и более дорогих авто, например, Mitsubishi и Honda. В таких случаях средняя сумма кредита достигает 250 тыс.грн.”, — отмечает г-н Рязанцев.

В свою очередь, Виталий Шастун подчеркивает, что каждый банк специализируется на определенном ценовом сегменте автомобилей: “Мы, например, кредитуем покупки машин стоимостью 60-200 тыс.грн. Как и большинство банков, мы не работаем с авто премиум-класса. Средний размер первоначального взноса у нас составляет 40-50% от стоимости авто. Половина всех кредитов выдается на два-три года”.

4488_1.gif

Многие финучреждения очень неохотно кредитуют покупку автомобилей, произведенных в странах СНГ и Азии. Так, “ОТП Банк” вообще отказывается кредитовать под залог “легковушек”, выпущенных в Китае, Иране, Индии, странах СНГ, а также под машины марки Daewoo.

Плавающие авто

4488_2.gif

Как уже говорилось, на рынке появились кредитные предложения с первоначальным взносом в 20% стоимости авто (см. “Условия кредитования…”). Однако чаще всего банки готовы финансировать не более 60% стоимости приобретаемого автомобиля. Возможные сроки кредитования достигают семи лет, но большинство предложений — на срок до трех лет. Процентная ставка по автокредитам, как правило, зависит от срока кредитования и первоначального взноса. Чем больше срок и меньше первоначальный взнос, тем выше ставка. Например, в Индэкс-банке при авансе в 50% кредит сроком до трех лет можно взять под 25,5% годовых. При первоначальном взносе в 30% автозаем на семь лет обойдется уже в 27% годовых.

Похожая градация у “ОТП Банка”. Кроме того, процентная ставка по кредитам данного финучреждения зависит от схемы погашения кредита. При аннуитетном графике погашения ставки на 0,5 п.п. ниже, чем при стандартной схеме. К примеру, в “Эрсте Банке ” сроки кредитования и размер первоначального взноса зависят от стоимости приобретаемого в кредит автомобиля. Чем она выше, тем больше размер собственного участия и возможный срок кредитования. Примечательно, что отдельные банки (Укрсоцбанк и “ОТП Банк”) предлагают кредиты под “плавающие” ставки. “Плавающая” ставка — это нормально, если кредит берется, скажем, на пять лет.

Известно много случаев, когда до кризиса банки выдавали кредиты по фиксированным ставкам. Затем им приходилось повышать их в одностороннем порядке. “Плавающая” ставка пересматривается ежегодно, она привязана к стоимости депозитов населения сроком на один год”, — уверяет Алексей Руднев. Так или иначе, эффективные (реальные) ставки по автокредитам сейчас колеблются в диапазоне 21-31% годовых. При этом номинальные ставки составляют 8-29% годовых. Разовые комиссионные при выдаче кредита — 1,5-3% суммы займа. Более того, отдельные банки (УкрСиббанк и Укрсоцбанк) берут комиссионные за перечисление средств в автосалон.

Немногие финучреждения в рамках стандартных программ автокредитования взимают ежемесячные комиссионные. Кроме того, следует учитывать, что банки требуют застраховать приобретенный в кредит автомобиль по программе КАСКО. Страховой тариф колеблется в диапазоне 5-8% стоимости. Обязательна также нотариальная регистрация залога. При этом услуги нотариуса обойдутся в 500 грн., госпошлина — 0,1% стоимости залога. Таким образом, чтобы купить в кредит новую недорогую иномарку стоимостью $15 тыс., т.е. 120 тыс.грн. (например, Opel Corsa или Ford Focus), клиент должен иметь в наличии около 62 тыс.грн. В частности, 48 тыс.грн. понадобятся для осуществления первоначального взноса, в 6 тыс.грн. обойдется покупка страховки КАСКО на год и 1,5-2 тыс.грн. придется уплатить банку за выдачу ссуды. Нотариальное оформление залога “потянет” еще на 1 тыс. грн. Плюс ко всему покупателю предстоят расходы, не связанные с получением кредита: 3,6 тыс.грн. уйдет на уплату обязательного 3%-ного сбора в Пенсионный фонд и около 1,5 тыс.грн. — на регистрацию авто в ГАИ. При процентной ставке по автокредиту, равной 27% годовых, и аннуитетной схеме погашения ссуды в течение трех лет ежемесячный платеж составит около 3 тыс.грн.

По словам Алексея Руднева, кредитная нагрузка не должна превышать 50-60% совокупного дохода заемщика. Значит, сейчас для покупки в кредит автомобиля стоимостью $15 тыс. заемщик должен иметь ежемесячный доход в 5-6 тыс.грн. и располагать сбережениями в размере половины стоимости авто.

Полный фарш

4488_3.gif

Многие банки обещают принимать решение о выдаче автокредита в течение трех-четырех дней после подачи полного комплекта документов. При этом обращаться за кредитом можно как в отделение банка, так и непосредственно в автосалон. Правда, в автосалонах уже нет кредитных менеджеров финучреждений. “Нет того потока заявок на автокредиты, чтобы держать в автосалонах банковских менеджеров. Тем более что во многих местах продаж есть свои подготовленные специалисты, досконально разбирающиеся в условиях кредитования”, — поясняет Виталий Шастун.

А вот “Плюс Банк” выдает кредиты вне собственной сети отделений. “У нас сеть отделений абсолютно не задействована в продаже автокредитов. У нас очень разные каналы дистрибуции, стараемся работать очень гибко, не следуя какой-то одной схеме”, — рассказывает Андрей Рязанцев. По словам участников рынка, сейчас удовлетворяются 40-45% заявок на автокредиты.

Игроки рынка отмечают, что в последнее время банкиры активизировали сотрудничество с автосалонами в рамках конкретных кредитных программ, которые были популярны еще до кризиса. “В рамках данных программ наблюдаем максимальный объем выдач. Ставки по таким кредитам очень низкие, однако тариф по КАСКО выше, чем средний по рынку”, — отмечает банкир, пожелавший остаться неназванным. В таких случаях клиентов заманивают заниженными процентными ставками.

“На самом деле доходность банка закладывается в стоимость автомобиля. Так как это кредиты на короткий срок с большим первоначальным взносом, дилеру достаточно совсем немного заплатить банку, чтобы обеспечить приемлемую доходность при выдаче подобных займов”, — говорит анонимный источник. Любопытно, что некоторые участники рынка отмечают очень агрессивное поведение своих конкурентов. “Плюс Банк” — это просто отчаянные ребята, они стимулируют автосалоны, чтобы направить поток кредитных заявок к себе. Кроме того, они удовлетворяют около 80% клиентских заявок. Думаю, в октябре-ноябре их уже не будет на рынке”, — заявил один из банкиров.

В самом “Плюс Банке” обвинения отрицают. “Мы поставили себе задачу — выйти в лидеры рынка автокредитования. По результатам мая уже выдали 33% совокупных объемов всех автокредитов на рынке. Уровень риска в этом сегменте кредитования намного более приемлемый, чем мы предполагали”, — заявил г-н Рязанцев.

В то же время некоторые крупные банки, которые до кризиса значились в лидерах рынка автокредитования, пока не торопятся возобновлять активность в данном сегменте. “В приоритетах нашего банка — сначала вернуться на рынок беззалогового кредитования населения. Думаю, за автокредиты возьмемся не ранее, чем в начале следующего года”, — отмечает Евгений Демянов, директор департамента продуктов и маркетинга для частных клиентов “Райффайзен Банка Аваль ”.

Мнение

Александр Гришко
заместитель председателя правления Ощадбанка

Вряд ли стоит ожидать бурного роста рынка автокредитования. За последние пять лет большинство граждан уже приобрели авто, рынок насытился. Поэтому объективно спрос снизился. Он может исходить от желающих сменить машину, однако таковых в условиях сокращения доходов населения тоже не так много. Банки готовы кредитовать — деньги есть. Но требования к заемщикам мы снижать не собираемся. Возникает главная проблема — подтверждение доходов физических лиц. Кроме того, высокие процентные ставки делают автокредиты менее доступными.


Дмитрий Гриньков: Бизнес

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.