Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Тот, кто однажды откажется от своей мечты, никогда не сможет мечтать"
Финансы

 


Обзор рынка

Просрочка против банков: какие системные решения упростят работу с неплатежами по долгам
28.10.14

Украинская банковская система столкнулась с мощнейшим потоком неплатежей по долгам. Нынешняя волна может оказаться самой масштабной за все время существования независимой Украины. С января по октябрь портфель сомнительной и просроченной задолженности юридических лиц вырос с 45,9 млрд грн – до 78,5 млрд грн. Портфель «нехороших» долгов физлиц увеличился с 18 млрд грн на 1 января – до 25,3 млрд грн на 1 октября.

В стране действует мораторий на отчуждение валютной ипотеки. Однако, курс доллара и события на Востоке играют не в пользу диалога между банками и заемщиками. А ряд печально
материалы в тему:
12.07.21
Потребительские кредиты не для всех: как повлияет на банки решение НБУ

03.04.22
ВР ухвалила закон про підвищення гарантованої суми за вкладами та повне відшкодування коштів вкладникам на період воєнного стану - ФГВФО

27.03.22
Влада Києва повідомила про поступове відновлення роботи бізнесу в столиці

19.10.21
Украинские кредитные союзы в ожидании законодательных изменений

05.01.21
Новые правила для микрокредитов: что изменилось с 1 января 2021 года
известных кейсов с крупными невозвратами показывает, что без вмешательства государства банки решить проблему неплатежей не смогут. Forbes искал рецепты, которые могут подсобить банковской системе с возвратом долгов.

Перед сдачей статьи к Forbes обратился один заемщик. Он исправно платил по ипотеке в $163 000 с 2004 года. Кредит был оформлен в Сведбанке и перешел «по наследству» в ДельтаБанк. До мая 2014 года клиент своевременно погашал долг, а в мае курс стал «неподъемным». Заемщик обратился в банк с просьбой реструктуризировать кредит по курсу около 8 грн/$. Ответа на эту просьбу, а также какой-либо альтернативы по реструктуризации, предложено не было. В ожидании решения банка клиент перестал платить, надеясь на ускорение рассмотрения. Но через несколько месяцев, не ведя переговоров, банк пересчитал долг – из около 2 млн грн по текущему курсу ($163 000*13 грн/$), заемщику выставили сумму в 11 млн гривен.

Таким образом, вместо клиентов, которые могли и были готовы платить по кредиту при реструктуризации, за несколько месяцев банк получил проблемный долг, «раздутый» в пять раз. Причем, клиент говорит, что готов погашать долг по доступному курсу – но банк подобную реструктуризацию предложить не спешит.

Объемы просроченной задолженности в целом с января по октябрь увеличились у 90% банков. По темпу прироста сомнительных долгов среди физических лиц можно отменить Сбербанк России (298,2% прироста), Златобанк (200,6%), банк «Финансовая инициатива» (153,6% прироста), Креди Агриколь Банк (149%), Имексбанк (138%), ОТП Банк (129%), ПУМБ (127,6% прироста с начала года). По аналогичному показателю – просроченная и сомнительная задолженность – юридических лиц, темп прироста у Сбербанка России составляет 863,7%, у ДельтаБанка – 398,2%, у Имексбанка – 248%. «К концу года многие банки примут решение относительно того, выносить ли проблемные долги – и будут иметь возможность формировать резервы и докапитализироваться», – говорит собственник банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат.

Отметим, что в стране нет условий для нормального погашения долгов. «Люди ждут. Они, даже получив льготные условия от банков, начинают придерживать деньги – переносить уплату на позже», – рассказывает управляющий партнер юридической фирмы Aries Олег Давиденко.

По его словам, при получении льгот по долгам от банка и готовности возвращать часть кредита, гражданин Украины будет обязан оплатить налог в пределах суммы, которую банк простил. Потому что прощенную сумму налоговики рассматривают как доход. Таким образом, прощение долгов не выгодно, потому что человек получит высокий и непосильный, зачатую, уровень налога перед бюджетом.

Другая сторона медали – отсутствие прав кредитора. Например, по крупным юрлицам банкиры с 2008 года начали перестраховываться, кредитуя их не напрямую. Для этого при крупных банках создавались подразделения по лизингу. Ведь переданное в лизинг имущество остается собственностью банка – а значит, в случае неплатежа банк может попросту забрать его у нерадивых клиентов.

Но, как показывает опыт ОТП Банка, лизинговая схема не спасает – банк не может вернуть свою технику, выданную в лизинг группе «Мрия «. Еще три месяца тому назад председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева обещала заняться вопросами усиления прав кредитора. «На президентский комитет по реформам я буду подавать законопроект «О защите прав кредиторов» с очень жесткими требованиями... и с очень легкими и прозрачными операциями по отбору залогов», – говорила Гонтарева на встрече с журналистами 8 августа. Однако, никаких явных движений в пользу банков здесь пока что не совершено.

«Прав кредитора сейчас не существует. Любой клиент, который договорился в суде, может получить решение суда в свою пользу и опротестовать миллион долларов, которые он взял у банка», – говорит владелец ДельтаБанка Николай Лагун.

Очевидно, что для финансовой системы потребуется несколько новых глобальных решений – на уровне НБУ или парламента – которые позволят банкам справиться с возникшим валом неплатежей. Такие решения уже были приняты для заемщиков. Так, с июня в стране действует мораторий на отчуждение имущества, которые было принято в обеспечение залога по валютным кредитам.

Но для некоторых он стал поводом уйти от платажей. «Есть риск, что кредитный портфель банков придет в еще худшее состояние, чем в 2009 году. По нашим расчетам, тогда проблемной была каждая вторая гривна, выданная среди физлиц, и каждая третья гривна, выданная среди юрлиц. Сейчас валютных кредитов у населения меньше, поэтому пропорция другая», – говорит генеральный директор Украинского кредитно-рейтингового агентства Станислав Дубко.

Например, Николай Лагун считает, что теперь банкирам нужна помощь с Исполнительной службой. «Нужно разморозить активы, которые находятся в производстве и которые были заморожены из-за моратория. 80% активов в Исполнительной службе сейчас не рабочие!», – говорит Лагун. Подтверждает его слова и Олег Давиденко из Aries: «Исполнительная служба не работает. Они или не находят должника, или пускают все на самотек. Это сейчас большая проблема для банков».

Может ли быть создан прецедент с прощением долгов? «Любое решение, связанное с прощение долгов – это неправильный сигнал. Им, скорее всего, воспользуются нерадивые заемщики», – предупреждает Дубко. И добавляет, что созданный позитивный прецедент может быть связан с решением налоговых последствий: «Так как продажа «нехороших» долгов может нести для банка налоговые последствия, то некоторые банки просто опасались это делать. Потому что такая продажа минимизирует налог на прибыль. Но налоговая потом приходила и доначисляла банку этот налог. В сегодняшней ситуации от этой практики нужно уходить», – уверен Дубко. Также, по его словам, для физлиц необходимо убирать налог с прощенной части долга.

Еще одно решение – льготное формирование резервов по кредитам, выданным клиентам из Донецкой и Луганской областей. «У многих банков 2/3 портфеля на Востоке – это неработающие кредиты. Это металлургические комбинаты, которые стоили сотни миллионов долларов, а теперь ничего могут не стоить», – говорит Онистрат.

По его словам, из системных решений среди банкиров уже озвучивался вариант с выкупом государством части долгов, накопленных на Донбассе, у банков, и предъявлением их к оплате РФ. «Рассрочка на уровне государства по формированию резервов по Востоку – это вполне логичное решение для банков. Рассрочка в 5, 7, 10 лет по предприятиям, которые попали в зону АТО, – это было бы хорошее решение», – считает Онистрат.

Таким образом, к решениям по невозвратам относятся: налоговые льготы для банков при продаже просрочки и клиентов при получении «индульгенции» по долгам; решение вопроса с текущим состоянием с Исполнительной службой; льготные условия формирования резервов по долгам предприятий из зоны АТО. Не исключены также общегосударственные кредитные каникулы для облегчения состояния финансовой системы, и другие сценарии, которые помогут финучреждениям и заемщикам пройти через этот непростой период.


Маргарита Ормоцадзе: Forbes.ua

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.