На данный момент наш вторичный рынок гособлигаций больше напоминает внебиржевой рынок, где сделки крупных инвестиционных компаний и коммерческих банков измеряются миллионами гривен. А сам доступ на рынок ограничен
не только законодательными нормами, но прежде всего отсутствием удобных технологий расчетов для обслуживания массового клиента.
Несмотря на наличие в торговой системе «Украинской биржи» государственных облигаций Минфина, частные инвесторы не имеют возможности самостоятельно проводить операции через системы интернет-трейдинга. Для покупки или продажи таких ценных бумаг необходимо содействие своего брокера. Большие транзакционные издержки и огромный, по меркам большинства частных лиц, размер минимальной суммы покупки ОВГЗ делают этот инструмент невостребованным со стороны населения.
Когда процедуры входа частных инвесторов на рынок ОВГЗ будут упрощены и стандартизированы, а технологии торговли усовершенствованы, а именно это и предполагают нововведения, можно будет говорить про приход массового клиента на этот рынок.
Спрос на защитные активы растет в условиях нестабильности и неопределенности на финансовых рынках. Однако, со стороны физических лиц на данный момент спрос на ОВГЗ достаточно низкий. Это объясняется как неким барьером входа инвесторов на этот рынок, так и фактическим отсутствием такой услуги со стороны брокеров. Участие частных инвесторов на украинском рынке ОВГЗ сегодня можно считать, скорее, исключением, нежели массовым явлением. Если же онлайн-брокеры, обслуживающие частных клиентов на срочном рынке и рынке акций, смогут сделать доступ к рынку гособлигаций стандартной услугой, то появится и массовый спрос.
Участие пользователей интернет-трейдинга в биржевых операциях с гособлигациями, а также усовершенствование технологий учета операций на рынке облигаций со стороны депозитария НБУ, безусловно, качественный шаг в развитии вторичного рынка облигаций. Частные инвесторы получат хороший инструмент для страхования рисков колебаний цен на рынке акций и деривативов, что объясняется наличием фиксированной доходности и гарантирования выплат по ОВГЗ со стороны государства.
Перечисленные «плюсы» могут быть достигнуты только путем увеличения ликвидности рынка государственных облигаций, а также применением стандартных упрощенных механизмов совершения операций на рынке инструментов с фиксированной доходностью.
Дополнительным шагом в этом направлении является необходимость наладить корреспондентские отношения между депозитарием НБУ, где учитываются ОВГЗ, и другими депозитариями, в которых проходят расчеты по акциям и корпоративным облигациям, в контексте обслуживания операций физлиц с гособлигациями. Также актуальным остается вопрос усовершенствования валютного регулирования внутри страны в целях упрощения процедуры покупки-продажи валютных ОВГЗ, в том числе, частными лицами.
Нехватка качественных инструментов — одна из острых проблем нашего рынка в настоящий момент. Мы уже больше года ожидаем решения по запуску такого востребованного инструмента как фьючерса на цену золота. Также в соответствующих государственных органах находятся наши спецификации на валютный фьючерс и фьючерс на нефть. Допуск ценных бумаг украинских эмитентов, размещенных на зарубежных площадках, на внутренний фондовый рынок, также остается неурегулированным. Надеемся, что в ближайшее время мы увидим действия регуляторов (НБУ и НКЦБФР) по допуску перечисленных новых инструментов на наш фондовый и срочный рынки. И это создаст условия для мощного толчка в развитии рынка капитала в Украине и повышения инвестиционного климата в стране.