"Каждое более сложное задание требует большей устойчивости к разочарованию"
Финансы
События Британские банки проиграли "комиссионную" войну
25.04.08
Как сообщает BBC, крупнейшие банки Великобритании проиграли прецедентное дело о комиссиях за овердрафт.
Согласно решению судьи, Бюро честной торговли (Office of Fair Trading, OFT) может применять положения потребительского договора, чтобы решить вопрос о правомерности банковских комиссий за овердрафт.
Согласно решению судьи, Бюро честной торговли (Office of Fair Trading, OFT) может применять положения потребительского договора, чтобы решить вопрос о правомерности банковских комиссий за овердрафт.
При этом Судья Эндрю Смит (Andrew Smith) отметил, что решение суда не
Дальнейшие слушания по этому делу могут отсрочить решения по поводу претензий тысяч истцов, обратившихся в суд за возмещением комиссий.
С начала 2006 года сотни тысяч клиентов обратились в банки за возмещением сотен миллионов фунтов, сетуя на слишком высокие и несправедливые комиссии.
Решение по искам, находящиеся на рассмотрении в судах графств, будет принято не ранее 22 мая, так как именно к этому дню банки должны определиться, будут ли они обжаловать решение суда.
Даг Тейлор (Doug Taylor), менеджер Which? по персональным финансам, заявил: "Банкам следует уже сейчас совершить правильный поступок и признать поражение, согласиться с Бюро, считающим взимаемые комиссии неправомерными, и возместить их своим клиентам как можно скорее".
Однако решение судьи оказалось также не в пользу Бюро честной торговли: он посчитал, что большинство условий и положений банковских договоров являются простыми и доступными для понимания.
Прецедент
Данное решение стало продолжением процесса, который, в конечном счете, может позволить Бюро честной торговли установить размер справедливой комиссии за неавторизованные овердрафты.
И банки, и суды оказались еще с начала 2006 года наводнены потоками претензий, разобраться с которыми они не смогли.
Но с тех пор как обе стороны согласились рассмотреть прецедентное дело, в судах графств и в Службе финансового омбудсмена (Financial Ombudsman Service, FOS) оказались уже сотни тысяч исков.
По подсчетам BBC, в прошлом году банки возместили около £784 млн. почти 378 000 клиентов.
"Снежный ком"
Пол Тили (Paul Tilley), студент юридического факультета в Саутгемптоне, оказался в числе этих клиентов.
Он рассказал, что ему удалось вернуть себе £4 000, включая процент, после того как банк оштрафовал его за превышение лимита овердрафта. На его счету также числится неурегулированная претензия к другому банку, и он надеется, что решение по прецедентному делу вынудит банки изменить свое поведение.
"Судя по выпискам, они снимали с моего счета комиссии на сумму до £180 в месяц, и у меня вскоре стало не хватать денег на оплату счетов, - пояснил он. - В результате мои платежи вернулись, и я снова превысил лимит. Это все похоже на снежный ком".
Судебные тяжбы
В июле прошлого года Бюро честной торговли совместно с семью банками и строительным обществом Nationwide приняли решение об организации рассмотрения пробного иска, чтобы решить, можно ли применять положения потребительского договора для регулирования комиссий за овердрафт.
Вопрос о компетенции OFT подробнейшим образом обсуждался в течение 14 дней запутанных слушаний в Верховном Суде в январе и феврале.
Ожидается, что дальнейшие слушания в Суде позволят определить точную сумму комиссий, но претензии сотен тысяч истцов пока останутся без ответа.
На карту поставлена не только возможность возместить свои комиссии для ущемленных клиентов, но и возможность заработать на них около £3,5 млрд. в год для банков.
Если банки потерпят полное поражение в этой борьбе, они, согласно многочисленным прогнозам, попытаются "отбить" свои потери, отказавшись от политики "бесплатного банкинга" для клиентов, пользующихся кредитами.
Вместо этого они могут ввести ежемесячные или годовые комиссии за содержание стандартного текущего счета.