Авто на прокат, оплачивать поломки самому или нет?
13.10.08
Автомобиль – это то, что нужно каждому жителю страны, для удобства. Так как, банки ужесточили выдачу кредитов, но авто все равно нужно, приходится выходить из ситуации иным способом. Хорошим вариантом является аренда автомобиля. Давайте рассмотрим ее плюсы и минусы. Стоит ли это делать или лучше подождать, накопить денег и взять кредит?
Существует несколько причин, по каким берут авто на прокат, а именно, это нужно:
Иностранцам, которые приезжают в город на несколько дней, по делам;
Туристам, которые привыкли к подобному сервису и предпочитают
Жителям больших городов из Украины или России, которые хотят совершить вояж в какое-нибудь местечко, а своей машины жалко;
Людям, перед покупкой авто, многие предпочитают таким способом проверить качество авто
Клиентам, когда личное авто находится в сервисе, а быть на колесах необходимо.
Что касается условий проката, то у большинства компаний они похожи – возраст клиента минимум 21 год, а водительский стаж – более года. Чем человек старше, и больше опыт вождения, тем более дорогой автомобиль могут предоставить. Для того, что бы воспользоваться услугами автоаренды, нужно заполнить Форму заказа авто и оформить документы, а именно: договор проката и путевой лист. Оформление документов занимает в среднем 1 час. Кроме того, понадобится кредитная карточка, на которой заблокируют определенный залог, если ее нет, то можно заложить наличные денежные средства. Залог зависит от марки автомобиля и варьирует от 300 до 1400 $. В сумму залога входит франшиза страховой компании (фиксированная сумма, которую в случае аварии или угона страховая компания не возвращает), а так же возмещение за поврежденные части автомобиля, которые не подлежат страхованию. Если вы вернете автомобиль без повреждений, залог полностью вернут. Если клиент по каким-либо причинам не соответствует требованиям компании, то ему все же могут выдать автомобиль, но с большей, нежели обычно, арендной платой.
Что касается цены, то тут все зависит от длительности срока использования автомобиля. Если брать на 1 год, при ежедневном использовании, то лучше и выгодней купить авто, или взять в кредит. При разовых или нечастых эпизодических поездках прокат вне конкуренции. Вы не тратите время и деньги на ремонт, обслуживание, ТО, стоянки, оформление страховки и другой «головной боли» связанной с ведением соответственной документации. Обо все позаботится прокатная фирма.
Когда берете авто на прокат, интересует весьма важный вопрос: как быть со страховкой?
Все автомобили, которые берутся в автоаренду, застрахованные по системе КАСКО. Но не стоит забывать, что при повреждении колес, лобового стекла, дна автомобиля и внутреннего оснащения страховая компания ответственности не несет и не возмещает ущерб. За это несет ответственность клиент, но ответственность в пределах залога. Общепринятая практика прокатных контор – это страхование автомобиля. Причем в наличии имеются как полисы КАСКО, так и ОСГПО, поэтому в случае ДТП требуется обязательный вызов ГАИ или милиции для оформления документов. Если ДТП случилось за городом, то оплатить доставку машины к офису компании в случае, если она не может двигаться, должен клиент.
Фактически, страхование автомобиля который передается в оренду, ничем не отличается от страхования автомобиля по рискам КАСКО, а именно угон, ДТП, противоправные действия третих лиц, стихийное бедствие, пожар, взрыв, падение предметов и т.п. Другое дело, что страховщик по таким рискам может применять как особые условия так и дополнительные договорные требования. Например, нелогично по моему мнению, применять 0% франшизу при заключении таких договоров (клиент однозначно должен быть заинтересован в отсутвии убытков и нести часть ответственности), кроме того такой договор должен содержать ограничительные оговорки по возрасту водителей, стажу их вождения и т.п.
В каких же случаях Вы несет ответственность?
В случае угона арендованного автомобиля, повреждения стекол или его частей, пожара, а также других действий злоумышленников или самого арендатора, в результате которых был нанесён ущерб арендуемому автомобилю или находящемуся в нём имуществу - арендатор несет ответственность в соответствии с договором страхования.
Также Вы несёте ответственность в пределах суммы страхового депозита, в случае повреждения арендуемого автомобиля, на основании калькуляции страхового бюро автоэкспертизы:
при наличии собственной вины;
при отсутствии ответчика, причинившего ущерб, в т.ч. в случае кражи, повреждения автомобиля и его частей;
при отсутствии документов из милиции (ГАИ) подтверждающих невиновность арендатора.
Арендатор также несёт ответственность за техническое и эксплуатационное состояние автомобиля на период его аренды в соответствии с договором страхования. Если авария или повреждение арендуемого автомобиля совершены Вами в нетрезвом состоянии, или при нарушении условий договора и грубом нарушении Правил дорожного движения, тогда Вам нужно самостоятельно возмещать все затраты по устранению повреждений, возникших в результате аварии, равно как и компенсацию нанесенного ущерба.
В отдельных случаях, если внесённая сумма страхового депозита меньше суммы страховой франшизы, Вам придется производить дополнительную оплату Арендодателю. Стоит отметить, что многие страховые компании не берутся страховать автомобили, которые сдаются в прокат. Им это не очень выгодно, ведь такое авто, равноценно такси, за рулем которого разные люди, с разным стажем. И за всеми не уследишь.
Есть еще один момент, который интересует, автолюбителей - это поездки на прокатном авто в ближайшие страны, например Россию. За пределами Украины страховка не распространяется на кражу автомобиля. По этой причине арендодатели редко практикуют выдачу автомобиля для поездки за границу. Исключение может быть при внесении залога в размере полной или остаточной стоимости автомобиля. То есть, в случае угона за пределами страны Вы несете полную материальную ответственность. Подробности Вы можете оговорить непосредственно в представительстве автопроката, услугами которого планируете воспользоваться.
При ДТП или любом другом повреждении за пределами Украины, фактически порядок урегулирования убытка аналогичен действующему на территории страны если смотреть со стороны клиента. А именно, самое главное – фиксация убытка в компетентных органах. Процесс же урегулирования со стороны компании, по моему мнению, в каждом случае будет индивидуален. К слову сказать, еще вопрос, стоит ли страховой компании давать такое покрытие на зарубежные поездки учитывая особенности договорных отношений по оренде автомобиля, а в части риска «угон», я лично, против предоставления такого покрытия за пределами страны.
В целом можно констатировать, что украинский рынок проката автомобилей уже сформировался. Уровень цен у нас несколько выше, чем в Европе, но ненамного. Растущая конкуренция и все более изощренные и доступные схемы финансирования парков прокатных машин наверняка в скором времени приведут к тому, что, пересекая границу Украины, зарубежный клиент вряд ли заметит разницу в качестве и цене автомобилей, предлагаемых напрокат.