По экспертным оценкам, не менее 4 млн. украинских водителей ежегодно отправляются за рубеж на своих автомобилях. Компенсировать возможные потери, полученные нашими согражданами в авариях за пределами Украины, можно через страхование "зеленая карта" и автоКАСКО, покрывающее территорию иностранных государств.
Как известно, обязательным условием для въезда в иностранные государства является страхование ответственности. Речь идет о созданной в 1951 г. системе международной ответственности автовладельцев перед третьими лицами «зеленая карта». На 2008 г в систему входили
45 государств, включая все страны Евросоюза, Украину, Беларусь, Израиль, Марокко, Тунис, Иран. С 2009 г. к «зеленой карте» присоединится Российская Федерация. Работает «зеленая карта» также, как и внутренняя «автогражданка». Другое дело, что езда по дорогам Украины без полиса де-факто не является правонарушением, тогда как в ЕС за такую езду незадачливому водителю грозит штраф, который исчисляется сотнями, а в некоторых странах – тысячами евро.
Сейчас право эмитировать «зеленые карты» имеют 15 отечественных страховых компаний (СК), полных членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Среди них – Универсальная, Дженерали Гарант, Оранта, АСКА, Глобус, Украинская транспортная страховая компания, Просто-страхование. Стоимость полиса для легкового автомобиля составляет порядка 45 евро на 2 недели, и 348 евро на год. Лимит ответственности (максимальная страховая компенсация, которую покрывает СК), зависит от законодательства конкретной страны. В Белоруссии это 10 тыс. евро, в Польше – 1,5 млн. евро по жизни и здоровью и 300 тыс. евро по имущественному ущербу. В большинстве же государств Шенгенской зоны лимитов по «зеленой карте» вообще не предусмотрено, или же они начинаются от внушительной для украинского страхового рынка планки в 1 млн. евро.
Имея на руках все подтверждающие документы и копию «зеленой карты» виновника аварии, украинский водитель должен обратиться за возмещением к СК второй стороны, или в Моторное бюро страны, в которой произошло ДТП. Причем, сделать это можно через отечественную СК, в которой застрахован пострадавший, или через украинское Моторное бюро.
Липовая зелень
Покупать страховку «зеленая карта» предпочтительно в офисе у страховщика, так как взятый с рук у посредников возле таможни полис может оказаться … поддельным. Получить возмещение по фальшивому полису украинцу не удастся. Кроме того, поддельный сертификат может привести к серьезным проблемам с европейской дорожной полицией, а то и обвинениям в сообщничестве с преступниками.
Пока что описанная проблема не особо развита в Украине, и отечественные СК практически не делают громких заявлений о выявлении фальшивых сертификатов. Однако первые случаи продажи липовых полисов уже зафиксированы в Закарпатье. К слову, в России от 3% до 5% из всего объема ходящих по рынку внутренних и международных полисов автогражданки – это фальшивки.
Объемы выплат украинских СК по «зеленой карте»*
2006
2007
количество заявлений, шт.
сумма,
Млн. евро
количество заявлений, шт.
сумма,
Млн. евро
Заявления о ДТП
2418
5,9
2433
6,4
Урегулировано дел
2506**
6
2561**
6,6
*Данные Моторного (транспортного) страхового Бюро
**с учетом компенсаций по авариям в предыдущий год
АвтоКАСКО – в мир
Система «зеленая карта» покроет ущерб, нанесенный автомобилю, только в том случае, если водитель признан пострадавшей стороной. В таком случае компенсацию покроет страховая компания виновника аварии или Моторное бюро государства, в котором произошел инцидент. Для получения же возмещения по другим события, виновником которых может быть украинский автовладелец, требуется полис КАСКО, действующий в иностранных государствах.
Еще в 2006-2007 гг страховки автоКАСКО для выезжающих за рубеж водителей продавались как отдельные продукты. В текущем году, по данным рейтинга «Простобанк Консалтинг», все больше СК включают в стандартные программы КАСКО, действующие на территории Украины, дополнительное покрытие, охватывающее зарубежье. Так, ИНГО-Украина обещает возместить убытки, полученные автомобилем вследствие аварии на территории стран СНГ и Балтии, Дженерали Гарант – Европы, Просто-страхование – СНГ и Евросоюза, АСКА – России и европейских держав.
По мнению экспертов, наиболее проблемной зоной для получения необходимых документов является Российская Федерация. В ней, как и в Украине, сотрудники Госавтоинспекции оформляют первичную справку непосредственно на месте аварии. Но для полного комплекта справок, предъявляемых к выплате, необходима вторая справка – о нарушениях правил дорожного движения. Именно в ней устанавливается, какие именно правила и в каком состоянии нарушили участники ДТП. По сути, для страховщика такая справка является достаточной для определения виновника происшествия, а, следовательно, выплаты.
Еще одна проблема, которая может возникнуть – это определение размера ущерба, и, следовательно, страховой компенсации. Обычно покрывающие территорию иностранных стран СК имеют зарубежные партнерские или родственные ассистирующие компании, специалист которой может выехать на место происшествия и зафиксировать объем полученных повреждений. «У нас есть возможность провести проверку обстоятельств этого ДТП через ассистирующих партнеров или материнскую компанию», - подтверждает Сергей Абалакин.
В Евросоюзе же процедура урегулирования намного проще. Там документы оформляются непосредственно при вызове полиции на место аварии, или сразу же с места ДТП водители следуют в полицейский участок для визирования протокола и подписания декларации о виновности, которые потом выдаются им на руки.
Кстати, купить полис автоКАСКО можно и при аренде автомобиля в Европе. Причем, цена такой страховки должна приятно удивить украинских автолюбителей. Ведь, если по данным рейтинга «Простобанк Консалтинг» тарифы на автострахование в Украине колеблются в пределах 5-10%, то в ЕС полис КАСКО стоит порядка 2-4% от стоимости авто.
Показатели деятельности лидеров сегмента автоКАСКО ( в млн. грн.)*