Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Успех не может быть вечен, стоять на вершине, значит стоять над пропастью. Под вершиной долина, а за ней следующая вершина"
Страхование

 


Автострахование

ДТП за рубежом - кто оплатит ущерб?
22.07.08

По экспертным оценкам, не менее 4 млн. украинских водителей ежегодно отправляются за рубеж на своих автомобилях. Компенсировать возможные потери, полученные нашими согражданами в авариях за пределами Украины, можно через страхование "зеленая карта" и автоКАСКО, покрывающее территорию иностранных государств.

Как известно, обязательным условием для въезда в иностранные государства является страхование ответственности. Речь идет о созданной в 1951 г. системе международной ответственности автовладельцев перед третьими лицами «зеленая карта». На 2008 г в систему входили
материалы в тему:
45 государств, включая все страны Евросоюза, Украину, Беларусь, Израиль, Марокко, Тунис, Иран. С 2009 г. к «зеленой карте» присоединится Российская Федерация. Работает «зеленая карта» также, как и внутренняя «автогражданка». Другое дело, что езда по дорогам Украины без полиса де-факто не является правонарушением, тогда как в ЕС за такую езду незадачливому водителю грозит штраф, который исчисляется сотнями, а в некоторых странах – тысячами евро.

Сейчас право эмитировать «зеленые карты» имеют 15 отечественных страховых компаний (СК), полных членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Среди них – Универсальная, Дженерали Гарант, Оранта, АСКА, Глобус, Украинская транспортная страховая компания, Просто-страхование. Стоимость полиса для легкового автомобиля составляет порядка 45 евро на 2 недели, и 348 евро на год. Лимит ответственности (максимальная страховая компенсация, которую покрывает СК), зависит от законодательства конкретной страны. В Белоруссии это 10 тыс. евро, в Польше – 1,5 млн. евро по жизни и здоровью и 300 тыс. евро по имущественному ущербу. В большинстве же государств Шенгенской зоны лимитов по «зеленой карте» вообще не предусмотрено, или же они начинаются от внушительной для украинского страхового рынка планки в 1 млн. евро.

«Если украинский водитель попал в аварию за рубежом, ему необходимо вызвать полицию и получить справку об обстоятельствах ДТП. Виновник аварии, который в ЕС определяется на месте, должен предоставить пострадавшему копию своего сертификата «зеленая карта»», - рассказали «Простобанк Консалтинг» в МТСБУ. Как правило, у СК, эмитирующих «зеленые карты», есть представительства или партнерские компании за рубежом. Не лишним будет связаться с этим представительством и вызвать на место ДТП аварийного комиссара.

Имея на руках все подтверждающие документы и копию «зеленой карты» виновника аварии, украинский водитель должен обратиться за возмещением к СК второй стороны, или в Моторное бюро страны, в которой произошло ДТП. Причем, сделать это можно через отечественную СК, в которой застрахован пострадавший, или через украинское Моторное бюро.

Липовая зелень

Покупать страховку «зеленая карта» предпочтительно в офисе у страховщика, так как взятый с рук у посредников возле таможни полис может оказаться … поддельным. Получить возмещение по фальшивому полису украинцу не удастся. Кроме того, поддельный сертификат может привести к серьезным проблемам с европейской дорожной полицией, а то и обвинениям в сообщничестве с преступниками.

Пока что описанная проблема не особо развита в Украине, и отечественные СК практически не делают громких заявлений о выявлении фальшивых сертификатов. Однако первые случаи продажи липовых полисов уже зафиксированы в Закарпатье. К слову, в России от 3% до 5% из всего объема ходящих по рынку внутренних и международных полисов автогражданки – это фальшивки.

Объемы выплат украинских СК по «зеленой карте»*

 

2006

2007

количество заявлений, шт.

сумма,

Млн. евро

количество заявлений, шт.

сумма,

Млн. евро

Заявления о ДТП

2418

5,9

2433

6,4

Урегулировано дел

2506**

6

2561**

6,6

*Данные Моторного (транспортного) страхового Бюро

**с учетом компенсаций по авариям в предыдущий год

АвтоКАСКО – в мир

Система «зеленая карта» покроет ущерб, нанесенный автомобилю, только в том случае, если водитель признан пострадавшей стороной. В таком случае компенсацию покроет страховая компания виновника аварии или Моторное бюро государства, в котором произошел инцидент. Для получения же возмещения по другим события, виновником которых может быть украинский автовладелец, требуется полис КАСКО, действующий в иностранных государствах.

Еще в 2006-2007 гг страховки автоКАСКО для выезжающих за рубеж водителей продавались как отдельные продукты. В текущем году, по данным рейтинга «Простобанк Консалтинг», все больше СК включают в стандартные программы КАСКО, действующие на территории Украины, дополнительное покрытие, охватывающее зарубежье. Так, ИНГО-Украина обещает возместить убытки, полученные автомобилем вследствие аварии на территории стран СНГ и Балтии, Дженерали Гарант – Европы, Просто-страхование – СНГ и Евросоюза, АСКА – России и европейских держав.

Для получения возмещения по аварии за границей, водитель должен предоставить в СК пакет документов, подтверждающих факт аварии. «Условиями договора автострахования предусмотрено, что пострадавший в ДТП за границей должен заявить об аварии в местные правоохранительные органы, получить документы, подтверждающие наступление ДТП. Отмечу, что перевести документы на украинский язык и завизировать их у нотариуса должен сам клиент», - рассказал «Простобанк Консалтинг» операционный директор компании Allianz Сергей Абалакин.

По мнению экспертов, наиболее проблемной зоной для получения необходимых документов является Российская Федерация. В ней, как и в Украине, сотрудники Госавтоинспекции оформляют первичную справку непосредственно на месте аварии. Но для полного комплекта справок, предъявляемых к выплате, необходима вторая справка – о нарушениях правил дорожного движения. Именно в ней устанавливается, какие именно правила и в каком состоянии нарушили участники ДТП. По сути, для страховщика такая справка является достаточной для определения виновника происшествия, а, следовательно, выплаты.

«В некоторых случаях решение о нарушениях ПДД может быть вынесено на месте ДТП. Но чаще всего правоохранительные органы Российской Федерации проводят административное расследование, срок которого может растянуться на две недели», - говорит г-н Абалакин. Группа административного расследования аварии выносит окончательный вердикт о том, какие пункты правил нарушили участники ДТП, и кто именно из участников ДТП является нарушителем. По итогам разбора водителям выдается протокол и расширенная справка, в которых указаны участники аварии и пункты правил, которые были нарушены.

Трудности начинаются, если украинцу нужно возвращаться на родину, а административная группа еще не собралась. «Если страхователю необходимо возвращаться на родину до того, как группа рассмотрит дело по его ДТП, можно отправить запрос на получение протокола и расширенной справки в правоохранительные органы РФ по почте. Но иногда мы не получаем ответ», - разводит руками г-н Абалакин. В таких ситуациях СК может помочь и выбить справку через своих представителей в РФ. Хотя, помощь со стороны СК в решении подобных спорных вопросов желательно предусмотреть в договоре страхования.

Еще одна проблема, которая может возникнуть – это определение размера ущерба, и, следовательно, страховой компенсации. Обычно покрывающие территорию иностранных стран СК имеют зарубежные партнерские или родственные ассистирующие компании, специалист которой может выехать на место происшествия и зафиксировать объем полученных повреждений. «У нас есть возможность провести проверку обстоятельств этого ДТП через ассистирующих партнеров или материнскую компанию», - подтверждает Сергей Абалакин.

В Евросоюзе же процедура урегулирования намного проще. Там документы оформляются непосредственно при вызове полиции на место аварии, или сразу же с места ДТП водители следуют в полицейский участок для визирования протокола и подписания декларации о виновности, которые потом выдаются им на руки.

Кстати, купить полис автоКАСКО можно и при аренде автомобиля в Европе. Причем, цена такой страховки должна приятно удивить украинских автолюбителей. Ведь, если по данным рейтинга «Простобанк Консалтинг» тарифы на автострахование в Украине колеблются в пределах 5-10%, то в ЕС полис КАСКО стоит порядка 2-4% от стоимости авто.

Показатели деятельности лидеров сегмента автоКАСКО ( в млн. грн.)*

Компания

Платежи

Выплаты

Дженерали Гарант

378,4

175,4

Оранта

290,4

138

Инго-Украина

194,8

97,4

Украинская страховая группа

146,8

8,7

Украинский страховой альянс

137,2

99,9

Просто-страхование

136,3

63,5

Страховая группа ТАС

119,6

54,5

Универсальная

104,2

52,8

Вексель

103,7

59,9

Веско

99,7

41,6

*Данные рейтинга Insurance Top на 01.01.2008


Лия Слепцова: Простобанк Консалтинг

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.