Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Победитель идет с большей охотой на риск, чем на удовлетворяющий его минимум"
Страхование

 


Автострахование

Естественный отбор
21.11.08

С введением штрафных санкций количество застрахованных по «автогражданке» до конца года вырастет до 50%

Финансовый кризис подлил масла в огонь и в секторе автострахования. Страховые компании, уже испытывающие снижение уровня ликвидности в условиях кризиса, будут нести дополнительную нагрузку в виде высоких выплат по «автогражданке». Особенно пострадают те компании, доля автострахования в портфеле которых была чрезмерно велика. Таким страховщикам придется приложить максимум усилий для сохранения допустимого
материалы в тему:
уровня платежеспособности.
В противном случае их ждет уход с рынка или слияние с более сильными игроками.

Ограниченность ресурсов

На сегодняшний день ввиду ограниченного доступа к денежным ресурсам многим СК уже не всегда достаточно средств для текущих выплат. В этой связи на рынке отмечается наличие задолженности по выполнению обязательств перед клиентами. Соответственно, растет количество жалоб клиентов, требующих урегулирования страхового события.

Наряду с этим для работы по ряду видов страхования, таких как обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), опять-таки требуется наличие свободных финансовых средств. Например, для перечисления в фонд гарантирования Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), а также в качестве членских взносов в эту же организацию. Данные требования являются обязательными для исполнения компаниями, иначе они будут исключены из МТСБУ и автоматически потеряют право продавать полисы ОСАГО. Такая ситуация уже имела место.

Например, с рынка уже ушла компания «Бонус», а недавно МТСБУ заявило о том, что в конце ноября будет рассматриваться вопрос об исключении из состава Бюро таких компаний, как «Континент» и «Авионика». Это грозит компаниям приостановкой платежей по «автогражданке», хотя они и будут обязаны выполнять свои обязательства перед клиентами по ранее заключенным полисам. Учитывая рост убыточности не в первый, а последующие годы страхования, для компаний такая ситуация может обернуться чистыми убытками.

Впрочем, убытки грозят и тем СК, которые заранее не сбалансировали собственные портфели. Так, если доля автострахования в портфеле страховой компании составляет 50-60%, это может обернуться снижением финансовой стабильности компании, поскольку «автогражданка» сама по себе является достаточно убыточным видом страхования. У некоторых компаний убыточность по автострахованию достигает 130%, что само по себе довольно показательно. В целом, по оценкам экспертов, в сегменте «автогражданки» наиболее лакомым сектором (с точки зрения окупаемости) являются продажи краткосрочных полисов.

«Это чистый заработок компании, - говорит руководитель компании, пожелавший остаться неизвестным, - и на нашем рынке есть всего одна компания, которая в свое время смогла наладить систему продаж таких полисов на территории МРЭО». Остальные страховщики в условиях грядущего введения контроля полисов «автогражданки» на дорогах воспринимают данный вид скорее как входной билет на рынок массовых продаж и элемент стратегии развития ритейла.

Палка о двух концах

По оценкам экспертов, введение контроля приведет к серьезному росту количества застрахованных водителей. «Даже до увеличения штрафов мы наблюдали значительные темпы роста застрахованных, - рассказывает Владимир Романишин, президент МТСБУ. - Так, если в 2006 году их количество выросло на 6% по сравнению с 2005 годом, то в 2007-м - на 70% по сравнению с 2006 годом. Кроме того, за весь прошлый год было реализовано 4,31 млн. полисов, а только за девять месяцев текущего года - уже 4,53 млн. Предполагается, что к концу года полисы ОСАГО уже будут иметь более 5,5 млн. владельцев автомобилей, а это значит, что данным видом страхования будет охвачено более 50% владельцев транспортных средств. Если возьмем средний ежегодный показатель роста сбора страховых платежей более 40%, то можно спрогнозировать, что к концу года по этому виду страхования будет собрано более 1 млрд. грн. страховых платежей, а к 2010 году - 2-2,5 млрд. грн.».

Именно поэтому работа с «автогражданкой» - отличный способ для компании быстро увеличить клиентскую базу и обеспечить приток средств, тем более что страхование ОСАГО нередко происходит в пакете с КАСКО, а это уже на порядок другие суммы относительно «автогражданки» (КАСКО в среднем стоит в год 6-7 тыс. грн., тогда как полис ОСАГО в среднем по Украине 210 грн.), при этом убыточность по КАСКО значительно ниже. Подобные стратегии наращивания до сих пор были популярны в предпродажный период для компаний. Поэтому и наращивание портфеля происходило не всегда обдуманно. Теперь же, в период кризиса, когда покупка может затянуться или вовсе не состояться, компаниям придется реально оценивать свои возможности по дальнейшему обслуживанию портфеля. И перспективы в этом вопросе далеко не у всех радужные. «Очень вероятно, что отдельные страховщики вынуждены будут затягивать с выплатами, а некоторые даже уйти с рынка», - отмечает Олег Спилка, глава наблюдательного совета НАСК «Оранта».

Плюсы

Впрочем эксперты рынка видят в этом и свои плюсы. Например, то, что произойдет естественный отбор компаний. Останутся наиболее сильные, способные даже не в самый лучший период для экономики нести обязательства перед клиентами. Что же касается клиента, ему это будет только на руку. Уже сейчас жесткие меры контроля со стороны Госфинуслуг и МТСБУ привели к тому, что уровень выплат по «автогражданке» вырос. По официальной статистике, за девять месяцев 2008 года страховые компании выплатили клиентам более 300 млн. грн., что в 2,5 раза больше, нежели за аналогичный период пришлого года. При этом объем собранных премий вырос только в 1,5 раза. Это значит, что уровень выплат увеличился. И это однозначный позитив для клиента. Ну а самим компаниям необходимо в первую очередь позаботиться о том, чтобы рост выплат не стал непосильным грузом для самой компани.


Екатерина Щеглова: Инвестгазета

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.