Страховые компании ополчились на своих клиентов. Чтобы решить свои финансовые проблемы, СК стали активнее, чем когда бы то ни было, судиться с водителями — виновниками ДТП: если ранее регрессные иски подавались в 50–60% случаев, то теперь автоматически прилагаются к каждому делу при выплате возмещения. Причем взыскание происходит не только после выплат по полисам каско, с недавних пор страховщики все активнее
Как и прежде, львиная доля регрессов (как по сумме, так и по количеству) приходится на автострахование. Здесь взыскать что-то могут лишь с виновника дорожно-транспортного происшествия. Если он «стукнул» одну или несколько машин, но при этом имеет два полиса — каско и «автогражданки», то автомобили потерпевших будут ремонтироваться за счет ОСАГО виноватого, а он сам починит машину за счет каско. Горе-водителю придется раскошеливаться лишь в случае, если стоимость ремонта потерпевших выйдет за оговоренные действующим законодательством лимиты: 25,5 тыс. грн. до 30 августа 2010 г. и 50 тыс. грн. — после: выплачивается разница между 25–50 тыс. грн. и ущербом. Если же виновный в ДТП владелец авто не застраховался по «автогражданке» и потерпевшие починили машину за счет своих полисов каско, то их страховая компания может потребовать от него выплату из собственного кармана.
Неосторожность на дороге может обойтись виновнику дорожно-транспортного происшествия в круглую сумму. Учитывая, что компании зачастую чинят машины на дорогих авторизированных фирменных станциях технического обслуживания, а ремонт иномарок за последние два года подорожал на 60–80%, соответственным образом увеличился и средний размер убытка. По данным СК, если ранее средняя сумма требований по регрессу составляла 5–7 тыс. грн., то сейчас — 10–12 тыс. грн.
В нынешнем году ощутимо выросло количество регрессов по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. «За восемь месяцев этого года число таких дел выросло на 17%. Основная причина открытия регрессных дел по «автогражданке» — это отсутствие оповещения страховщика о страховом событии либо несвоевременное заявление на этот счет», — рассказал заместитель председателя правления страховой группы «ТАС» Александр Тимошенко.Частично это стало следствием значительного увеличения продаж «автогражданки». По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, объем платежей по этому виду в первом полугодии повысился на 17%. Не менее важная причина — невнимательность клиентов, подписывающих договоры «не глядя» и, как следствие, не знающих их элементарных условий. По статистике компаний, основной массив регрессных дел по «автогражданке» — это несвоевременность или отсутствие оповещения страховщика.
Согласно действующему законодательству водители обязаны сообщать о дорожно-транспортном проишествии не только в страховые компании, в которой они приобрели полисы каско, но и в ту, где купили «автогражданку». На практике же нередко происходит иначе: виновник ДТП дает потерпевшему телефон своей компании по ОСАГО. Последний, если у него есть каско, чинится по нему. Потом начинаются регрессы: СК, продавшая каско потерпевшему, отсуживает сумму ущерба у компании, в которой была приобретена «автогражданка» виновника аварии. А та предъявляет денежную претензию самому виновнику происшествия на основании того, что он не уведомил ее о дорожно-транспортном происшествии.
К слову, перечень случаев, когда страховая компания имеет право выставить регресс по «автогражданке», очень ограничен. Это возможно, если водитель управлял автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не имел права управлять транспортным средством данной категории, скрылся с места ДТП, а также в случае, если авария стала следствием несоответствия технического состояния машины правилам дорожного движения (например, неисправность тормозной системы). Однако страховщики нередко проявляют творческий подход и пытаются «содрать» со своих клиентов компенсацию в непредусмотренных законом случаях. Так, некоторые страховые компании делают поводом для регресса грубое нарушение водителем правил дорожного движения. Хотя на самом деле не имею права этого делать.