Непростая экономическая ситуация, в которую с недавних пор поставлены финансовые структуры, заставила страховые компании обращаться за помощью к коллекторам. Какие же проблемные задолженности страховщиков помогают гасить специалисты «коллекшна»?
Начало 2009 года ознаменовалось повышенным интересом к собирателям долгов: коллекторские агентства рапортуют о переговорах с несколькими десятками СК. Острую потребность в коллекторах ощутили не только банки, раздавленные просроченной задолженностью по кредитам, но и СК,
занимающиеся рисковым страхованием. Согласно статистике Агентства комплексной защиты бизнеса «Дельта М», сегодня с коллекторами работает порядка 60%-65% страховых компаний Украины.
По утверждению экспертов, сотрудничество «коллекшена» и страховщиков началось два года назад. Правда, на тот момент работа с передаваемыми портфелями не принесла ощутимого результата. По словам генерального директора ИксПоинт Романа Кривошеева, страховые компании передавали в работу на 99% безнадежные долги, в силу отсутствия необходимой контактной информации.
От банковского, страховой «коллекшн» отличается тем, что в рамках последнего не проводится работа по взысканию страховых платежей. Если вы не намерены продлевать договор страхования или не оплачиваете страховые платежи по нему, то действие полиса прекращается в предусмотренном порядке. То есть о будущем вы печетесь или наоборот исключительно добровольно. Страховые компании передают коллекторам в работу долги-риски – регрессные и финансовые. Поскольку некоторые договоры страхования финансовых рисков (например, по страхованию от потери работы банковскими заемщиками) предусматривают последующее взыскание погашенного страховщиком кредита со страхователя, коллекторы берут такие портфели в работу. Однако, сей продукт не особо популярен у страховых компаний Украины. По мнению же генерального директора eCall Валерия Светлова, финриски практически исчезнут из-за прекращения кредитования.
Регрессные риски-долги появляются, когда есть страховой случай и страховая компания выплатила возмещение, которое она пытается взыскать с виновной стороны. То есть это иски СК к виновным в ДТП или порче недвижимого имущества.
Вопрос качества и адекватности, взятых на себя рисков по автотранспортным портфелям, сегодня встал перед СК особенно остро. Транспортный полис превратился в слишком убыточный продукт. Главная тому причина – финансовый кризис. Объемы продаж страховок резко упали, в связи с уменьшением платежеспособных клиентов. Перекрыт доступ к кредитам, которые снабжали СК заемщиками, которым необходимо страховать залог. Неразрешенной проблемой стал постоянный рост затрат на выплату страховых возмещений, запчасти и услуги СТО.
Регрессные долги появились у страховых компаний не вчера. Потому практически каждая СК имеет одноименный отдел. Правда, в условиях кризиса ликвидности «домашний» вариант не всегда эффективен.
Зачастую страховые компании заключают с коллекторскими агентствами договор-поручение либо договор представительство (работа по доверенности) или просят о юридическом сопровождении. Дела в работу передаются как в электронном, так и в бумажном виде - копии материалов страховых дел (если речь идет о представительстве интересов).
По словам директора по страхованию СК «НАСТА» Сергея Парфенюка, комиссия может увеличиться в связи с лицензированием деятельности коллекторских компаний.
Но даже наличие отшлифованной этики у коллекторов не изменит сумм взысканий, которые вам придется отдать. Говоря о регрессных рисках, стоит учесть траты на неизбежный судебный процесс, который не отменят признание своей вины и готовность заплатить.