Для покупки финансовых учреждений потребуется одобрение регулятора.
Тем, кто намерен купить пакет акций или увеличить долю в страховой, лизинговой, факторинговой или финансовой компании, придется получать согласие Нацкомфинуслуг. Регулятор будет оценивать не только финансовые показатели потенциальных покупателей и их собственников, но и деловую репутацию инвестора. При этом в выходе на рынок могут отказать тем игрокам, которые могут нести угрозу конкуренции. Участники рынка считают эти требования нормальными, хотя все
зависит от репутации чиновников, которые будут принимать такие решения.
Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг, разработала проект "Порядка согласования приобретения или увеличения существенного участия в финансовом учреждении". Покупка с целью превышения общей доли физлица или юрлица более 10%, 25%, 50% или 75% (существенное участие) будет согласовываться с регулятором, поскольку такое требование заложено в п. 1, 22 ч. 1 ст. 28 закона "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг". Он вступил в силу еще в начале 2012 года.
Согласно документу, потенциальный покупатель должен будет подать в комиссию заявление, учредительные документы, информацию о деловой репутации, аудиторский отчет, а также разрешение Антимонопольного комитета. Покупатели-нерезиденты (юрлица) должны будут раскрыть своих конечных владельцев — схематически изобразить структуру собственности. Физические лица будут предоставлять справку из Государственной налоговой службы. Требования выдвигаются к финансовым показателям покупателя: коэффициент общей ликвидности не меньше 1; финансового левериджа — не более 0,25; размер собственных средств — не меньше размера заявленного существенного участия; коэффициент рентабельности собственного капитала — больше 0.
Изучив всю эту информацию, Нацкомфинуслуг в течение месяца должна одобрить или отклонить заявку на покупку доли. При этом решение комиссии действительно в течение всего трех месяцев, спустя которые может потребоваться новое разрешение, если сделка не состоялась. В приобретении существенного участия может быть отказано, если подан неполный пакет документов, у заявителя нет средств на покупку, у него не погашена или не снята судимость. Также не сможет купить акции страховой, лизинговой, факторинговой или финансовой компании физлицо, которое было уволено на основании п. 2, 3, 4, 6, 7 ч. 2 ст. 40, ст. 41 Кодекса законов о труде Украины. К ним относятся прогулы (в том числе отсутствие на работе более трех часов на протяжении рабочего дня), появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В случае отказа покупатель может подать документы после устранения нарушений.
Представители страховых компаний, самого крупного из сегментов небанковского финансового рынка, поддерживают инициативу регулятора. "Страховой рынок одним из последних переходит к нормам, которые уже давно работают в банковском секторе и на фондовом рынке. В этом нет ничего плохого. Если выяснится происхождение капитала и конечный собственник компании, страховому рынку это пойдет на пользу",— отмечает президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма. "Украина идет по пути внедрения Solvency II. Необходимость согласовывать с регулятором увеличение доли в компании — это один из шагов. Это же требование прописано в проекте закона "О страховании", который готовится ко второму чтению",— говорит генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.
Впрочем, спорные моменты в документе все же есть. Среди причин отказа регулятора в согласовании сделки будет следующий пункт: "Приобретение или увеличение существенного участия заявителя в финансовом учреждении будет угрожать интересам вкладчиков и/или другим кредиторам такого финансового учреждения, развитию конкурентной среды".
Фактически после того как Нацкомфинуслуг получит от Антимонопольного комитета разрешение для потенциального инвестора на концентрацию, поскольку она не приводит к монополизации или существенному ограничению конкуренции на товарном рынке, регулятор сможет отклонять сделку на том лишь основании, что считает ее мешающей "развитию конкурентной среды". "Мы согласовали с регулятором все пункты документа, замечаний у нас нет. Сложно сказать, будут злоупотребления или нет. Наверно, начинать нужно с того, что в комиссии должны работать люди, репутация которых не будет вызывать у участников рынка никаких сомнений",— отмечает госпожа Третьякова.