Застраховав свою ответственность даже на 1 млн грн., водители рискуют потратить деньги впустую.
В нагрузку
Уже не первый год страховщики стараются приучить украинских водителей страховать свою гражданскую ответственность. Дело потихоньку спорится. Многие начинают понимать, что ДТП может не только нанести вред жизни и здоровью человека, но и стать причиной тяжелых финансовых потерь, так как его виновнику приходится компенсировать пострадавшим ущерб в денежном выражении.
Пока наиболее активно развивается обязательное страхование
гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО), проще говоря, “автогражданка”. Самое же интересное заключается в том, что помимо обязательных полисов страховщики уже давно предлагают водителям добровольное страхование гражданской ответственности (ДГО). И, надо признать, в этом есть свой резон.
“Автогражданка” имеет ряд существенных ограничений, которые не позволяют водителю в случае ДТП покрыть все свои финансовые обязательства перед пострадавшими лицами. В частности, она предусматривает максимальную страховую сумму по ущербу имуществу в размере 25 тыс.грн., а по ущербу жизни и здоровью третьих лиц — в размере 51 тыс.грн.
Не надо быть экспертом в этой области, чтобы понять, что авария может причинить убытки в размере, существенно превышающем указанные лимиты. В свою очередь, ДГО владельцев транспортных средств позволяет увеличить максимальную сумму страхового возмещения. В частности, это будет не лишним для жителей крупных городов, где количество ДТП и уничтожаемого в них дорогостоящего имущества очень велико.
Оценка страхов
Если в ОСАГО лимиты ответственности страховщиков установлены отдельным законом, то в случае ДГО клиент договаривается о величине страховой суммы отдельно. Все зависит от того, какую ответственность готова на себя принять та или иная СК и насколько высоко клиент оценивает свои водительские способности и шансы попасть в серьезное ДТП. По словам страховщиков, чаще всего клиенты приобретают полисы ДГО со страховой суммой 50-100 тыс.грн.
Принимая решение относительно суммы, прописываемой в договоре, необходимо учитывать несколько факторов.
В первую очередь, не следует забывать, что размер страхового покрытия напрямую влияет на стоимость страховки. К тому же стоит обратить внимание, установлены ли в рамках суммы лимиты по выплатам за вред имуществу и здоровью третьих лиц и в каких пропорциях.
При этом надо понимать, что чем больше франшиза, тем меньше будет страховой тариф.
Франшиза позволит сэкономить на цене полиса, но при наступлении страхового случая увеличит собственные затраты клиента. Значение может меняться от 0% до 10% и более. Франшиза устанавливается только при страховании ответственности за ущерб, нанесенный имуществу потерпевших лиц. При страховании ответственности за ущерб, нанесенный жизни и здоровью потерпевших лиц, франшиза не устанавливается.
Исходя из перечисленных факторов, очевидно, что на данном рынке наблюдается большой ценовой разброс. В некоторых компаниях могут предложить годовой полис ДГО стоимостью 400-500 грн. В то же время цена страховки с несколькими отличающимися параметрами может легко превысить 1 тыс. грн.
Гражданская зависимость
Заключая договор страхования ДГО, следует выяснить, как компания будет возмещать ущерб, причиненный клиентом в результате ДТП. Чаще всего СК не заключают с клиентами договоров ДГО, не убедившись в наличии полиса обязательной “автогражданки”. Это связано с тем, что большинство компаний по договорам ДГО компенсируют пострадавшим только ту сумму ущерба, которая превышает страховые выплаты, предусмотренные ОСГПО.
Следует отметить, что описанная выше привязка выполнения СК обязательств по ДГО к выплатам по “автогражданке” может приводить к различным конфликтным ситуациям между страховщиком и клиентом. В частности, клиент может оказаться в ситуации, когда одна СК затягивает с выплатой по полису ОСАГО, а другая на этом основании отказывается платить по полису ДГО.
— Стоимость страховки не должна превышать 1,5% страховой суммы при лимите ответственности до 25 тыс.грн. При страховой сумме в 100 тыс.грн. тариф должен составлять 0,4-0,6%. Я считаю, что достаточно 50 тыс.грн. сверх лимита, предусмотренного обязательным полисом. Это будет минимум 125 тыс.грн. страхового покрытия по ущербу имуществу.
— Договор ДГО стандартно заключается со страхователем в комплексе с договором КАСКО и непременно с договором обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельца транспортных средств. Страховая сумма определяется во время заключения договора страхования. Минимальное значение страховой суммы не ограничено. Договором страхования могут быть определены отдельные страховые суммы — лимиты обязательств страховщика при страховании. В качестве оптимальных условий договора ДГО можно назвать такие: франшиза — 0%, страховая сумма — 200 тыс.грн. Платеж составит несколько сотен гривень, что все же будет немного больше, чем по полису ОСАГО.
— В последнее время наблюдается стремление большой части страхователей заключать договоры на условиях нулевой франшизы. Следует, однако, сказать, что установление стандартной франшизы в пределах 0,5-2% — пример здоровой экономии на цене договора. В отношении страховых сумм можно отметить, что лимит в 300 тыс.грн. вполне достаточен даже для таких городов, как Киев, с большим количеством дорогостоящих автомобилей.