Парадоксы рынка страхования жизни в Украине
01.09.16
Понятно, что для страховой компании, а, тем более, для страхового агента, очень важно продать страховой продукт клиенту. Для этого используется реклама и активная агитация. Но можно заметить, что, к сожалению, очень часто, и страховые агенты, и страховые компании так увлекаются методами агитации, что просто заведомо стараются запутать клиента и предоставить ему недостоверную информацию.
В результате клиент покупает страховой полис, а потом оказывается, что он купил не то, что ему нужно, или не то, что он хотел. Так делать нельзя. Это убивает веру людей в честность страхового бизнеса
и создает больше проблем, чем дает возможность заработать.
Предлагаю рассмотреть несколько типичных «уловок», которые используют ряд страховых компаний, чтобы приманить клиента.
Уловка №1
Заведомо искажают суть названия страхового продукта. Так одна страховая компания продает страховой полис, который называется: «Накопи себе на достойную пенсию». По логике вещей, это должен быть страховой продукт пенсионного страхования. И многие клиенты компании, скорее всего, так и подумают. Но если внимательно прочитать все условия страхования по этому страховому продукту, а текст, как специально, написан очень запутанно и очень хвастливо, то можно понять, что это не страховой продукт пенсионного страхования, а страховой продукт накопительного страхования.
В целом, тоже можно накопить на пенсию за счет накопительного страхования. Но зачем заведомо запутывать людей, а не сказать сразу правду, что это не пенсионное страхование, а именно накопительное. И заодно просветить клиентов, в чем разница по этим продуктам. А разница заключается в том, что даже в случае банкротства страховой компании у владельца полиса пенсионного страхования деньги не теряются, а просто меняется страховая компания. А в случае накопительного страхования жизни, к сожалению, клиент может потерять большую часть денег, которые он заплатил за этот полис. Разница существенная, если учитывать, что человек хочет именно накопить на пенсию и хочет иметь гарантии. Уверен, если сказать человеку правду, он поймет и сам сделает правильный выбор.
Уловка №2
Очень популярная уловка многих страховых компаний, которые, когда продают полис накопительного страхования, сразу предлагают застраховать и жизнь клиента на случай смерти или нечастного случая. Получается такой себе комбинированный страховой продукт. Очень удобно и действительно выгодно для клиента, если, не дай Бог, что-то с ним случится. Но, при этом очень часто страховые компании заведомо недоговаривают, или говорят некорректно, что такого рода страховые полисы перестрахованы в крупных зарубежных компаниях. И это представляют как главную фишку или даже приманку для клиента. В результате клиент думает, что сумма, которую он платит за полис накопительного страхования, защищена крупной зарубежной страховой компанией, и он может быть спокойным за свои деньги. Но хитрость в том, что по закону нельзя сумму, которую клиент платит за полис накопительного страхования, перестраховывать за рубежом. Страховая компания может перестраховать за рубежом только страхование на случай смерти или несчастного случая. А это две большие разницы. Поэтому в случае форс-мажора окажется, что никакой зарубежной страховой компании, которая будет выплачивать деньги по накопительному полису страхования, нет. Что все убытки и риски лежат на украинской страховой компании, и она, и только она будет выплачивать, и обязана выплачивать по полису накопительного страхования. Вот такая уловка, которая часто используется, и уже стала причиной скандала во время банкротства ряда украинских страховых компаний.
Уловка №3
Согласно законодательству страховая компания может гарантировать инвестиционный доход клиенту в случае накопительного страхования жизни не больше 4% годовых. Это в гривне. Не все страховые компании честно об этом пишут. Очень часто в рекламных буклетах или вообще делают условные расчеты, согласно которым физлицо может через 10 или 20 лет получить целый миллион гривен, если купит страховой полис накопительного страхования, при этом ставку инвестиционного дохода заведомо берут мифическую. В результате клиент не всегда понимает, что это просто обычный условный расчет, и думает, что это реальный доход, который он получит. Как результат, клиент не понимает, что накопительное страхование не гарантирует высокий доход, а зависит от успешной работы страховой компании. А если работа будет не успешной, то клиент получит свои 4% годовых, в лучшем случае. Этого явно мало в условиях Украины, и поэтому клиент должен понимать риски, которые он берет на себя, покупая страховой полис накопительного страхования.
Сложно продать страховые продукты в условиях Украины. Клиенты не доверяют и всего бояться. Но было бы ошибочно считать, что если постоянно обманывать клиентов и жульничать, то это будет стимулировать привлечение новых клиентов. Страховой бизнес требует доверия со стороны клиента и страховой компании.