В начале февраля президент Украины Виктор Ющенко призвал работников ГАИ более тщательно проверять всех автовладельцев на наличие полисов ОСАГО, так как часть обеспеченных полисом транспортных средств все еще не превышает 50%. Вот только после этого не последовало никакого предложения о том, как же оптимизировать работу страховых компаний, дабы данный вид страхования не был для них столь убыточным.
Итак, что же мы имеем… Как известно, цены на полис и
границы ответственности СК строго регламентируются государством. На сегодня базовый страховой платеж становит 291,49 грн., именно он умножается на коэффициенты соответствующего типа полиса в зависимости от статуса лица (юридическое или физическое), типа транспортного средства (объема двигателя), места преимущественного использования автомобиля и другие. И вот здесь-то и появляется реальная стоимость полиса ОСАГО на год – в среднем 400-500 грн. По сути, смешная сумма, и многие могли бы с легкостью расстаться с парой сотен свои «кровных»… но, есть и другая сторона медали.
Обязательный лимит ответственности страховой компании за вред, причиненный имуществу потерпевших, составляет 25 500 гривен на одного потерпевшего (если количество потерпевших больше 5, то на всех распределяется пятикратном размере лимита ответственности). В случае, если вред причинен жизни и здоровью, страховая компания возместит каждому потерпевшему убытки в пределах до 51 000 грн. Внимание, а теперь вопрос – какой автомобиль сегодня можно отремонтировать за такие суммы (давайте не будем забывать о «падающем надежды» курсе доллара)? И не удивительно, что автовладельцы предпочитают обходиться многофункциональным полисом КАСКО.
А вот и самый интересный момент – страховые компании-то и сами не рады заниматься данным видом страхования. Многие СК уже сегодня работают себе в убыток, продолжая продавать невыгодные для себя полисы ОСГПО. Дело в том, что даже при небольших повреждениях авто, ремонт в СТО, замена деталей обходится довольно-таки дорого, чему способствовал все тот же доллар, да и цены на такого рода услуги прежними уже никогда не будут. Вот только почему же тогда стоимость полиса остается неизменной?!
Наверное, не стоит удивляться, если страховые компании просто начнут сокращать объемы страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев, сводя их к минимуму. Все-таки, СК – это не благотворительный фонд, а коммерческая организация, работающая не на убыток, а на прибыль.
Остается загадкой, как же исполнить доверенность Президента Украины, если такие условия страхования не интересны ни самим страховым компаниям, ни их клиентам, а в ответственном органе М(Т)СБУ, который мог бы пролоббировать интересы страховщиков, никак не наведут порядок (не разберутся кто и как устанавливает там контроль, детальнее «Попытки установления незаконного контроля над МТСБУ»).
И как всегда приходится просто ждать перемен,… а вдруг к лучшему.
Страхование гражданской ответственности на сегодня для страховых компаний является убыточным. Конечно, компании, которые имеют лицензии, обязаны продавать полисы ОСГПО и не могут отказаться от этого вида страхования. Поэтому они просто будут стараться не развивать его. С учетом того, что сегодня курс доллара вырос почти в полтора раза, а 60% возмещения по «автогражданке» - это запчасти, стоимость которых привязана к доллару, то сейчас этот вид страхования становится еще более убыточным для СК.
Если анализировать статистику и брать по городам, то в крупных городах с населением от 100 000 и выше этот продукт, несмотря на то, что он и дороже, является более убыточным для компаний ввиду большего количества ДТП. В городах-райцентрах он менее убыточен, и, соответственно, более выгоден для страховых компаний.
Пятого марта будет заседание М(Т)СБУ, где будет избираться новый президиум, утверждаться новый план работы на этот год и, конечно, нужно всерьез будет подумать о том, чтобы, по крайней мере, не повышая тарифы, повысить коэффициенты, особенно для крупных городов. Ведь если такая ситуации и дальше будет продолжаться, то, я думаю, многие компании будут вынуждены просто отказываться от этого вида страхования. Но тогда уже клиентам будет проблематично застраховаться по «автогражданке» или же им придется страховаться в компаниях, которые не смогут платить.