Рост демпинга может привести к большим проблемам на страховом рынке Украины
14.12.11
Рост демпинга на страховом рынке Украины, особенно по обязательным видам страхования, может привести к большим проблемам, в результате которых в первую очередь пострадают клиенты страховых компаний.
Украинский рынок страховых услуг характеризуется наличием значительного количества его участников, которые ведут жесткую конкурентную борьбу за сохранение и улучшение своих позиций на рынке. Такая ситуация приводит к тому, что страховые компании сталкиваются со множеством проблем, связанных, в первую очередь, с недобросовестными действиями конкурентов.
Так, СО "Ильичевское" столкнулось с тем, некоторые компании предлагали его сотрудникам в регионах комиссионные вознаграждения, противоречащие всем экономическим обоснованиям ведения страхового бизнеса. В частности, страховая компания «Добробут» предлагала сотрудникам подразделения общества в г. Ровно вознаграждения по ОСАГО в размере 50% от полученных страховых платежей, страхования имущества - 70%, в Днепропетровске – ОСАГО - 40%, в Симферополе - ОСАГО - 45%, в Запорожье - ОСАГО - 47%. Более того, в Крыму и Ровно поступали предложения перейти на работу всем подразделением во главе с руководством под высокий оклад и комиссионные 40-70% в зависимости от объема продаж. Причем, НФСК "Добробут" официально в интернете размещала информацию о таких размерах комиссионных.
И такие случаи не единичны. В последнее время Интернет переполнен предложениями некоторых страховщиков по скидкам до 35% при заключении договора ОСАГО и комиссионного вознаграждения до 47% от полученного платежа, что нарушает Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств".
А это означает, что необоснованно завышенные обещанные вознаграждения, которые и являются основной причиной демпинга, становятся на украинском страховом рынке нормой. Это должно насторожить не только объединения страховщиков, но и регулятора, ведь от таких жаждущих немедленного обогащения страховых компаний в первую очередь пострадают клиенты, а, следовательно, будет подоврано доверие ко всему институту страхования в Украине. Огромный, установленный МТСБУ граничный срок урегулирования страховых случаев по ОСАГО для расчета показателя качества урегулирования, используемый при оценке финансового состояния членов МТСБУ – 150 дней со дня ДТП – уже нарушается рядом страховщиков, что говорит о их неплатежеспособности. В то время как наша компания сократила срок урегулирования по сравнению с 2010 годом до 30 дней с момента подачи потерпевшими заявления, хотя они и не наши клиенты. Наши же клиенты вынуждены ждать 150 и больше дней до получения возмещения от недобросовестных страховщиков.
Кроме того, предоставление страховщиками таких условий по выплате агентского вознаграждения противоречит требованиям Постановления Кабинета Министров Украины № 358 от 04.06.1994 г., которым определен норматив на ведение страхового дела по обязательному страхованию имущества и ответственности в размере не более 20%.
Завышение законодательно определенного размера норматива на ведение дела в среднем до 50% приводит к недоформированию резервов будущих выплат и ставит под сомнение выполнение обязательств по выплате страхового возмещения по заключенным договорам страхования такими страховыми компаниями. Общеизвестным является тот факт, что недорезервирование - причина номер один банкротств страховых компаний во всем мире. А это значит, что такие страховщики обречены на банкротство.
СО "Ильичевское" уведомило Лигу страховых организаций Украины и Моторное (транспортное) страховое бюро о выявленных фактах недобросовестной конкуренции со стороны конкретной страховой компании и намерено при наличии, как и в данном случае, неопровержимой информации ставить в известность о такой работе страховщика не только игроков рынка, но и общественность. Объединив усилия с другими страховыми компаниями, мы подготовили заявление в Антимонопольный Комитет Украины.